Правительство Украины управляет экономикой без помощи рынка
Малый и средний бизнес, поддержавший Виктора Ющенко во время «оранжевой революции», ожидал от новой власти уменьшения налогового бремени, создания равных условий ведения бизнеса и уменьшения государственного вмешательства в экономику. Однако первые же шаги правительства Юлии Тимошенко продемонстрировали отход от ранее заявленных принципов с постепенной переориентацией на административные методы регулирования экономики.--------------------------------------------------------------------------------Ярким свидетельством этого становится практика введения кабинетом министров ограничений торговой надбавки на товары, рост цен на которые подстегивает общий уровень инфляции. Так, в начале апреля правительство Украины ввело 15%-ное ограничение рентабельности нефтеперерабатывающих заводов и торговой наценки на стоимость нефтепродуктов, одновременно обвинив российские нефтяные компании в сознательном завышении цен на топливо в преддверии посевной компании. В скандал оказались вовлечены российские компании «Лукойл», «ТНК-ВР», «Татнефть», которым принадлежат контрольные пакеты акций основных украинских нефтеперерабатывающих заводов. Напомним, что правительство Украины пошло на установление максимальной торговой надбавки после неудавшихся переговоров о введении льготных цен на топливо для аграриев. Подобные административные рычаги воздействия на «спекулянтов» премьер-министр Украины Юлия Тимошенко собирается задействовать и на рынке мясопродуктов, где средний рост цен с начала года достиг 10,6%. Учитывая, что мясные изделия дают пятую часть роста общего индекса инфляции, общий скачок цен в I квартале 2005 года на 4,4% (вдвое выше прошлогодних показателей) был обусловлен не в последнюю очередь и ростом цен на мясные и колбасные изделия — на 10,3% и 7,6% соответственно. В итоге розничную торговлю мясом и мясопродуктами также собираются «загнать» в 10% торговой надбавки, параллельно обязав Министерство финансов выделить Госкомитету Украины по материальному резерву заем в 500 млн. гривен на закупки продовольствия для «ценовых интервенций» на внутреннем рынке.При этом, финансируя структуру, которая будет реализовывать мясо фактически по себестоимости (к стоимости мяса, закупленного у производителей, госкомитет сможет добавить лишь транспортные издержки), государство, по сути, демпингует, что может просто разорить часть предприятий розничной торговли. Интересно, что еще год назад за подобные же меры административного регулирования рынка тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович был нещадно раскритикован оппозицией, ставшей ныне властью. Возможно, что в основе нерыночных действий правительства Тимошенко действительно лежит благая цель сдерживания скачка цен на основные группы товаров. При этом, объявив вступление Украины в Евросоюз и ВТО своей главной целью, украинское правительство без должных экономических расчетов пошло на беспрецедентные шаги по открытию продовольственного рынка и рынка продукции легкой промышленности Украины для иностранного производителя, когда импортные пошлины были снижены в десятки и сотни раз.Насколько успешными стали подобные шаги правительства, свидетельствует и официальная статистика, которая по итогам января-февраля 2005 г. вывела Украину на первое место по уровню инфляции среди стран СНГ — 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты считают, что при сохранении подобной тенденции в дальнейшем инфляция может превысить не только правительственный прогноз на уровне 11,2-11,4%, но и прошлогодний рекорд в 12,3%.Социальная «благотворительность» правительства, закрепленная в поправках к госбюджету Украины на 2005 год в виде повышения пенсий, зарплат и пособий, привела к тому, что в обществе наблюдаются высокие инфляционные ожидания. При этом общее невысокое благосостояние украинских граждан не позволяет им направить полученные из бюджета дополнительные средства на накопление, сдержав, таким образом, денежное давление на товарный рынок. В результате для удержания цен Кабинет министров вынуждает нынешнего главу Национального банка Украины (НБУ) Владимира Стельмаха координировать свою кредитно-денежную политику с правительственными целями и задачами.Уже с 1 апреля НБУ отменил обязательную продажу 50% валютной выручки украинскими экспортерами, повысив с 15 апреля нормы ежедневного резервирования в банках наличной гривны с 60% до 80% и притормозив проведение интервенций на валютном рынке с целью укрепления украинской гривны. Подобное изменение базовых принципов валютной политики страны аргументируется необходимостью сдерживания инфляции, ведь укрепление курса гривны на 10% за счет удешевления импорта снижает общий уровень инфляции на 1-2%.При этом ни НБУ, ни правительство не принимают во внимание то, что украинские товары, в случае резкого укрепления гривны, становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках. А то, что, внутренний производитель может не выдержать конкуренции с резко подешевевшим импортом, похоже, беспокоит всех, кроме правительственных чиновников.Согласно оценкам Минэкономики Украины, замедление роста промышленного производства в текущем году по сравнению с 2004 годом связано именно со снижением темпов развития основных экспортных отраслей украинской экономики, завязанных на конъюнктуру мировых рынков. Зачем рубить бизнес, который вытягивает всю экономику Украины, ради сдерживания инфляции — правительство не объясняет. Анализ развития украинской промышленности показывает, что, достигнув максимальных показателей роста в марте прошлого года на уровне 18,8%, в течение всего последующего времени она демонстрировала падение темпов. Если с апреля по декабрь 2004 года темпы роста промышленного производства сократились с 17,7% до 12,5%, то дальнейшее падение с 8,4% до 7,1% в первом квартале 2005 года показало отсутствие предпосылок не только для увеличения роста, но даже для его сохранения. Опыт развитых и развивающихся стран свидетельствует, что уровень инфляции в районе 3-10% сопровождается более быстрыми темпами экономического роста. В Украине же сейчас наблюдается противоположная тенденция, когда в условия двукратного увеличения инфляции рост ВВП замедлился до 5,4% — с 10,2%, зафиксированных в первом квартале 2004 года. Увеличивая социальные расходы, при прогнозе роста ВВП в 2005 году на уровне 6,5%, правительство Юлии Тимошенко рискует не выполнить доходную часть бюджета на уровне 106 млрд. гривен, восполнив дефицит либо дополнительной эмиссией, либо наращиванием гарантированного госдолга. За первые два месяца 2005 года Минфин Украины продал облигаций внутреннего государственного займа на сумму 2388,725 млн. гривен, что больше, нежели за весь 2004 год — 2203,843 млн. гривен. Декларируя отрицательное отношение к займу денег заграницей, министр финансов Виктор Пинзеник не скрывает, что дефицит бюджета может быть покрыть и за счет быстро дешевеющих внутренних долговых обязательств. Падение доходности государственных ценных бумаг в феврале 2005 г. до 9,82% обусловлено возросшим интересом к ним со стороны иностранных инвесторов, которые, опасаясь шаткости украинского фондового рынка, предпочитают выкупать государственные долговые обязательства. Другой характерной чертой нынешнего состава правительства Украины стали громкие реприватизационные заявления, которые «перепугали» не столько украинских олигархов, сколько потенциальных инвесторов, ждавших победы Виктора Ющенко для начала реализации своих проектов в Украине. На сегодняшний день власть серьезно взялась лишь за собственность Виктора Пинчука и Рината Ахметова (ГМК «Криворожсталь») и верхушки Социал-демократической партии Украины (футбольный клуб «Динамо»). И если российским бизнесменам, которых недавно принимал Ющенко, вроде бы достаточно слова украинского президента, гарантирующего признание прав собственности, то западный инвестор больше доверяет рыночным механизмам и законодательным нормам, которые в Украине еще достаточно слабы. А с назначением на должность главы Фонда госимущества Украины социалистки Валентины Семенюк можно считать, что украинский президент «объявил» начало реализации программы «Приватизация — Стоп!».В отношении наполнения доходной части бюджета Украины также остается больше вопросов, нежели ответов. Приняв 15 марта правительственные изменения к госбюджету на 2005 год, Верховная Рада повысила доходную и расходную части до 106 и 114 млрд. гривен соответственно, обозначив дефицит бюджета на уровне 7 млрд. гривен. Заверения правительства в том, что дефицит профинансируют за счет поступлений от приватизации, лишены серьезных оснований. Особенно, если учитывать то, что крупных и дорогих объектов в госсобственности осталось совсем немного. В условиях, когда значительная доля украинской экономики функционирует в тени, переписывание на ходу основ бюджетной, таможенной, налоговой и валютной политики, может привести к принятию неоправданных экономических решений. Политика кабинета министров Украины уже начала вызывать недовольство в околопрезидентских кругах, о чем свидетельствуют появившиеся на днях слухи о возможной отставке Юлии Тимошенко и назначении и.о. главы правительства нынешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко. Правда, президент Виктор Ющенко пока что опровергает эти слухи — жестко критикуя при этом Минэкономики, Минфин и НБУ за растущую инфляцию.