836

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

В конце января вступили в силу дополнения, внесенные в Уголовный кодекс РМ, ужесточившие наказание за нарушение авторских и смежных прав. Отныне нарушители буду подвергаться штрафу в размере от 800 до 1000 у.е. (1 у.е. приравнивается к 20 леям) или неоплачиваемому труду в пользу общества от 180 до 240 часов, а юридические лица - штрафу от 2000 до 4000 у.е. с лишением права заниматься деятельностью от 1 до 5 лет. Если незаконные действия совершаются повторно или в особо крупных размерах (более 10 000 леев), преступник наказывается штрафом в размере до 5000 у.е или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. Мера кардинальная, однако, учитывая особенности рынка, возможны варианты. Еще до официального опубликования нового закона, ему был сделан достойный "промоушн". Месяц назад специалисты Госагентства по авторским правам под звуки музыки и аплодисменты присутствующих уничтожили более пяти тысяч экземпляров "пиратской" аудио- и видеопродукции. К тому времени среди розничных операторов рынка прошел слух о грядущих конфискациях всего, что было нажито непосильным трудом, и о возможном переезде на жительство в места не столь отдаленные. В результате, после новогодних праздников ассортимент в розничных точках продаж и видеопрокатах сократился на 50-70%. Две недели простоя для этого рынка смерти подобны: теряя прибыль, розничные торговцы опять стали приторговывать "пираткой". И все бы ничего, но во вторник в Бэлць полиция накрыла один из самых крупных цехов по производству и хранению пиратской продукции, принадлежащий Виктору Гаврилюку. Г-н Гаврилюк - фигура довольно известная, он занимал порядка 90% рынка в северных районах республики. В беседе с корреспондентом "ЛП" некоторые оптовики отметили, что уйти от уголовной ответственности бизнесмену не удастся. Из него сделают жупел, а лучшего "примера для подражания" придумать было нельзя. Несмотря на плодотворную работу Госагентства по авторским правам, его работники не раз проигрывали суды с "пиратами", в результате, приходилось возвращать конфискованную продукцию, которая прямиком отправлялась на прилавок. В случае с Гаврилюком все могло получиться по той же схеме, однако эта история получила другое продолжение во многом благодаря нескольким легальным импортерам. Итак, закон заработал. Что же ожидает рынок? Руководитель Госагентства по авторским правам (сегодня оно находится в стадии слияния с AGEPI) Дориан Кирошка комментирует: "Закон больно ударит по оптовикам, крупным производителям "пиратки", а их в Молдове не более десяти. Север республики снабжают всего два человека, на юге их трое, а в центральной части - пятеро. С каждой проданной кассеты формата VHS эти люди получают 10-15 леев чистой прибыли. Это огромные суммы, если учесть объемы поставок. Принятый закон поможет нам легализовать рынок, сделать прозрачной хотя бы основную его часть. Пиратство всегда было и будет, но его надо свести к минимуму. Если еще два года назад доля лицензионного товара составляла всего 10%, то сейчас она достигла 70%. За весь прошлый год мы продали 2,5 млн контрольных марок, хотя, признаться, ожидали реализовать гораздо меньше". По словам г-на Кирошка, рынок обрел цивилизованные формы. Раньше у "пирата" был убойный аргумент - нет правообладателей, предлагаемые оптовиками каталоги с перечнем наименований товара ничего, кроме досады, не вызывали. Сегодня же только в сегменте видеопродукции присутствуют менеджеры, получившие права от всех мировых производителей (кроме компании "Уолт Дисней"). Так, кинокомпании "Коламбия Пикчерс" и "Уорнер Бразерс" представляет фирма "РЕМ-видео"; "Юниверсал Пикчерс", "Парамаунт Пикчерс", "ДримУоркс Пикчерс", "Холмарк Энтертеймент", "Екатеринбург Арт", "Крупный план" и проч. - фирма "Мавр Компани"; "XXI век" и "Голден Майер" - украинская фирма "Гемений", которая получила права представлять продукцию и в молдавском регионе. То же самое наблюдается и в сегменте аудиопродукции: получены права от всех производителей, кроме "Уорнер" и "Ямай", но они занимают небольшую долю мирового рынка, не более 15%. Более скептически оценили положение вещей оптовики. Директор фирмы "Мавр Компани" Николай Грехов рассказал "ЛП": "С момента появления закона резко возросли продажи лицензионного товара. До весны мы ожидаем увеличения товарооборота на 30-50%. Конечно, это временный всплеск продаж, основанный на страхе розничных торговцев. Люди просто не знают, как поступить в случае обнаружения "пиратки", но стоит одному выкрутиться, остальные на его примере быстро научатся. Т.е. эффективен закон будет на протяжении 4-5 месяцев, не более. Все вернется на круги своя, кроме одного - возрастут ставки "мзды", которую розница платит контролирующим органам". Конечно, торговля аудио- и видеопродукцией, а также точки ее проката - одни из самых стабильных и хлебных "кормушек" для проверяющих. Давно установлены ставки поборов: 1 лей за обнаруженную пиратскую аудиокассету, 3 лея за видеокассету и 4 лея за диск формата DVD. В среднем, на каждого контролирующего приходится от $50 до $100. В основном, страдает розница, найти оптовика, а тем более, пиратскую продукцию "в особо крупных размерах" дело практически безнадежное. Один из коммерсантов в приватной беседе так прокомментировал ситуацию: "Где вы найдете оптовика, на "Птичке" или рынке "Динамо"? Это смешно. Да, там продают все, вплоть до "свежих" хитов, вопрос в том, как продают и кому? Достают каталог с обложками от дисков под порядковыми номерами, клиент выбирает, покупатель записывает номера и через 10 минут приносит заказ. Где он это хранит, никто не знает. И подставного человека никто не боится: ты должен сказать от кого пришел, этому человеку звонят и спрашивают можно ли доверять пришедшему. Только после этого с тобой будут иметь дело. Поверьте, никто никаких контейнеров никогда не находил и не найдет. Когда вы слышите, что обнаружили склад с контрафактом, не верьте: обнаружили то, что уже никому не надо, человек совершил сделку и бросил склад на произвол судьбы. Вообще такие помещения арендуются в воинских частях, куда никакой ОМОН не попадет. Поэтому ничего "особо крупного" у контролирующих органов не всплывает. Что касается контрольных марок, то сегодня на черном рынке их можно купить по 2 лея за штуку, при официальной цене в 50 банов. Продают далеко не каждому, в общем, по вышеуказанной схеме". Из разговоров с оптовиками вырисовывается следующая картина. Действительно, в Кишиневе доля лицензионной продукции составляет порядка 70%, в районах республики - с точностью до наоборот. Основные продажи обеспечивают диски формата DVD, 90% из которых чистый контрафакт. В сегменте видеопродукции весь товар поступает из-за рубежа: диски (CD, DVD) в готовом виде закупают в России и Украине, в Молдове возможно тиражирование фильмов только на кассеты VHS, да и то лишь от некоторых производителей (к примеру, таких как "Екатеринбург Арт"). Оптовая цена в Москве готового диска DVD варьирует от $6 до $11. То, что было закуплено по $6, молдавский импортер продает по $10, розница, в свою очередь, по $15. Точно так же действует "пират": все диски он закупает там же, но по цене $1,5-$2. В рознице эта продукция появляется по $3-$4. Что касается кассет формата VHS, фильмы полностью воспроизводятся в подпольных студиях и реализуются по 35 леев за кассету. Производством "пиратки" на CD и DVD занимаются легальные производители. Завод по производству дисков можно разместить в небольшом помещении. И лицензионные, и "пиратские" диски выходят из-под одного и того же пресса: днем отдают правообладателю его заказ, а ночью допечатывают тысячи экземпляров. Себестоимость единицы продукции - 50 центов. Производственный брак тоже редко уничтожается: на него есть свои клиенты, приобретающие один диск по 5 центов. В дальнейшем эти "куклы" под видом хорошей пиратской копии перепродают за рубеж доверчивым оптовым покупателям. Подобные схемы действуют не только в России, где объем продаж контрафакта составляет 80 млрд рублей в год. К примеру, в США только музыкальных пиратских дисков продается на $4,5 млрд в год. Тем не менее, с пиратством борются и законодательными, и техническими и морально-этическими методами. На Украине в школах введен предмет по изучению прав интеллектуальной собственности, во Франции и Швейцарии эта тема - самая "топовая" в любом вузе. В Молдове же ситуация парадоксальная: предмет предложили ввести в Академии музыки, театра и изобразительных искусств, то есть будущим потенциальным жертвам. Однако его руководство не поняло, зачем будущим композиторам, музыкантам и художникам необходимо изучение авторских прав? Что у них воровать и кому? http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=597&IssueDate=11.02.2005&YearNum=5&Theme=79&Topic=15352
0