795

Интересная статья о различных видах кредитных карт

В статье приводятся различия основных категорий кредитных карт, описывается российский рынок данного банковского продукта, оценивается российская специфика выдачи и обслуживания кредитных карт. // В.Л. Торхов, банк «Авангард», заместитель председателя правления банка. Методический журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", № 2/2005 Банковские кредитные карты можно разделить на три категории по типу погашения задолженности, установления доступного баланса и по способу бухгалтерского учета операций с картой: расчетные (charge) карты; револьверные кредитные; револьверные овердрафтные.Баланс доступных средств по расчетной карте устанавливается как сумма остатка средств на счете клиента плюс сумма разрешенного овердрафта (разумеется, по мере совершения операций с картой любого типа доступный баланс уменьшается на сумму этих операций). Суммы операций списываются с карточного счета. По итогам отчетного периода (как правило, месяц) клиенту сообщается сумма возникшего овердрафта. И в случае если овердрафт действительно возник, действие карты приостанавливается до полного погашения держателем задолженности. После полного погашения овердрафта держателю снова открывается возможность совершать операции с картой в кредит в пределах кредитного лимита. На погашение овердрафта отводится сравнительно короткий срок — как правило, до месяца. На практике возникновение овердрафта возможно не только по расчетной карте, но и по дебетовой, т.е. по такой карте, для которой возникновение овердрафта не разрешено условиями договора между банком и клиентом и расчет по операциям должен вестись лишь в пределах дебетового остатка на картсчете. Например, неразрешенный овердрафт возможен при списании с карточного счета комиссии за получение наличных средств или в результате курсовых разниц, когда существенно различаются значение курса валюты операции по отношению к валюте карточного счета на дату операции с картой и на дату учета операции на счете. Обычно он так и называется — «неразрешенный овердрафт». Как правило, условиями договора предусмотрено обязательство держателя полностью его погасить. При этом доступный баланс по карте будет равен нулю. Таким образом, по свойствам погашения овердрафта и установления доступного баланса в случае овердрафта дебетовая карта аналогична расчетной, поэтому некоторые банки называют свои дебетовые карты расчетными. Баланс доступных средств по кредитной револьверной карте устанавливается равным кредитному лимиту. Суммы операций списываются со ссудного счета. По итогам отчетного периода держателю сообщается сумма задолженности по состоянию на конец периода. В течение определенного срока (как правило, 30 или более дней) держатель обязан погасить только некоторую часть кредита, называемую минимальным (иногда используют термин «обязательный») платежом. При этом в отличие от расчетных карт кредитной картой можно продолжать пользоваться — в рамках доступного баланса средств. По факту погашения задолженности баланс доступных средств увеличивается на сумму погашенного кредита. Именно поэтому такая карта и называется револьверной кредитной картой — кредит возобновляется по факту погашения задолженности. Револьверная овердрафтная карта отличается от расчетной только одним свойством — револьверностью кредита, т.е. его возобновляемостью и отсутствием требования его полного погашения. Следует отметить, что револьверная овердрафтная карта по основному потребительскому свойству возобновления кредита является кредитной картой. Но формально с точки зрения бухгалтерского учета (а следовательно, и классификации Банка России), а также ряда других важных для потребителя свойств карты — это другой продукт. Доступный баланс средств устанавливается равным сумме остатка средств на карточном счете и сумме кредитного лимита. Списание сумм операций осуществляется с картсчета, и только в случае недостаточности средств со ссудного счета предоставляется кредит, который списывается с карточного счета. Что касается свойства погашения задолженности, то револьверная овердрафтная карта аналогична револьверной кредитной карте. Сравнение близких, но тем не менее различных револьверных кредитных продуктов — револьверной кредитной и револьверной овердрафтной карт — следует осуществлять с учетом особенностей, накладываемых налоговым законодательством, а также с учетом ситуации на рынке потребительского кредитования, что будет сделано чуть ниже. В странах с развитым рынком кредитных карт, имеющим историю в несколько десятков лет, стали общепринятыми некоторые свойства кредитных карт, которые можно рассматривать как классические свойства кредитного карточного продукта. В первую очередь к числу таких свойств относится понятие льготного периода (grace period). Это срок, в течение которого кредитные проценты не начисляются. Долгое время в качестве льготного периода выступал месяц, следующий за отчетным. В последние годы конкуренция вынудила банки увеличивать продолжительность льготного периода, и теперь он часто составляет до 40–50 дней. Формально льготный период означает следующее. В случае если держатель карты полностью погашает задолженность, указанную в выписке за отчетный месяц (т.е. задолженность на последний день месяца), в течение льготного периода, то на эту сумму задолженности проценты не начисляются. Если же задолженность погашается только частично, в том числе на сумму более минимального платежа (даже почти полностью), проценты на сумму задолженности начисляются. Что касается кредитной ставки, то у большинства известных американских и западноевропейских банков ставки установлены на уровне 15–20%. При этом для стимулирования операций оплаты товаров и услуг по сравнению с операциями по получению наличных средств, как правило, вводятся дифференцированные ставки:— процентная ставка для сумм кредита по операциям покупки (purchase APR);— процентная ставка для сумм кредита по операциям получения наличных (cash advance APR). Первая обычно меньше на 2–3%. Получение наличных средств является более дорогой для держателя карты операцией по сравнению с операцией покупки еще по одной причине — банки устанавливают комиссию за получение наличных в кредит (cash advance fee). Что касается кредитных ставок за рубежом, то можно отметить еще одну особенность, нехарактерную для российского рынка. Западные банки применяют два вида ставок: так называемые «входные» и обычные. Входные (introductory) ставки применяются для новых клиентов банка и действуют обычно от 3 до 6 месяцев, а также для суммы задолженности, которая переводится клиентом при переходе из другого банка. Эти ставки существенно ниже обычных: на уровне 5–9% годовых. Понятно, что такая льгота — маркетинговый прием, нацеленный на привлечение новых клиентов. Известно, что имеется определенная доля потребителей, которые пользуются данной особенностью тарифных планов и переходят из банка в банк, оставаясь в каждом по полгода и экономя таким образом на кредитных процентах. Но эта доля сравнительно невелика: большинство клиентов, удовлетворенных качеством обслуживания в своем банке (или своих банках — клиенты часто имеют карты более чем одного банка), не тратят время на постоянное переоформление карт, ценя качество услуги, которое их устраивает, выше выгоды от льготной процентной ставки. Таблица с некоторыми тарифными статьями ряда известных банков на вторую половину 2004 г. (табл. 1) позволяет судить об основных условиях пользования классическими кредитными карточными продуктами. В России кредитные карты как продукт для массового выпуска появились в 2000 г. В течение первых двух–трех лет к широкому выпуску кредитных карт, что называется «на улицу», приступили более 10 российских банков. К концу 2004 г. кредитные карты в массовом порядке выпускали уже примерно 40 банков. Данный анализ особенностей российских кредитных карт основывается на опыте российских банков в 2000–2004 гг. Кредитные карточные продукты российских банков отличаются от описанного классического продукта. Отличия обусловлены следующими основными факторами:— ограничениями налогового законодательства;— иными рыночными ставками;— особенностями рынка потребительского кредитования. Основная проблема для российских банков, стремящихся реализовать классический продукт, — льготный период. До 1 февраля 2005 года Налоговый кодекс трактовал уплату физическими лицами процентов по кредитам по ставке, меньшей 9% для случая кредитования в иностранной валюте и меньшей 3/4 ставки рефинансирования, установленной Банком России, как получение материальной выгоды. Она составляла сумму разницы между процентами, рассчитанными по указанным предельным ставкам, и уплаченными процентами. Ставка налога составляла 13%. Хотя по величине сумма налога в большинстве практических случаев невелика, общепризнано, что потребителям не нравится сам факт возникновения налоговых последствий. Таким образом, прямая реализация полноценного льготного периода, пусть даже сравнительно непродолжительного, наталкивалась на практически непреодолимое препятствие законодательного характера. Другая причина — экономическая невыгодность беспроцентного кредитования. В отличие от потребительского кредитования, осуществляемого банками в торговых точках, при кредитовании по кредитным картам банки не могут рассчитывать на большую величину торговой уступки, а получают (правда, гарантированно) лишь компенсацию за операции оплаты держателями карт товаров и услуг, называемую платой за взаимообмен (interchange fee). Эта плата обычно зависит от типа карты (Premium-продукты, дебетовые карты, корпоративные карты), соотношения местонахождения банка-эмитента и банка-эквайрера (типы транзакций: внутренние или национальные, внутрирегиональные, межрегиональные) и других особенностей операции или карты. Как правило, размер компенсации находится в диапазоне 0,8–1,25% от суммы операции. Примерно 0,3% от суммы операции уплачиваются эмитентом платежной системе за авторизацию, клиринг и расчеты. Таким образом, можно приблизительно считать, что чистый операционный доход по картам находится в диапазоне 0,5–1%. При льготном периоде длительностью в месяц такой уровень выплат со стороны эквайреров обеспечивает доходность эмитента от операций оплаты товаров и услуг в случае погашения полной задолженности держателем карты в течение льготного периода при ставках на уровне 6–12% годовых. Для банков в западных странах с большим объемом операций и низким уровнем собственных операционных расходов данный уровень, принимая во внимание низкую стоимость привлеченных ресурсов, вполне приемлем. Для российских же банков, привлекающих средства клиентов по ставкам, соизмеримым с указанным выше уровнем, реализация льготного периода может привести к отрицательной доходности. Однако принятая к Налоговому кодексу поправка, вступающая в действие с 1 февраля 2005 года, изменила трактовку материальной выгоды. Теперь при предоставлении кредита по ставке ниже указанных выше предельных значений в течение беспроцентного периода, установленного договором с держателем карты, налоговых последствий у последнего не возникает. Данная поправка позволяет реализовать полноценный льготный период. Несмотря на ограничения, действовавшие до последнего времени для полноценной реализации льготного периода, некоторые российские банки ввели меры по поощрению более раннего погашения клиентами задолженности. Как правило, применяются разные процентные ставки для первого и последующих месяцев либо комиссии, взимаемые в случае неполного погашения задолженности в течение льготного периода. В связи с невозможностью реализации в российских условиях полноценного льготного периода револьверная кредитная карта может рассматриваться потребителями как менее «справедливый» продукт по сравнению с револьверной овердрафтной картой. Представим вполне реальную ситуацию, когда у клиентов имеются револьверные кредитные карты банка без льготного периода и в этом же банке текущие счета с остатками, на которые проценты не начисляются. Клиент пользуется кредитной картой, на суммы операций по карте начисляются кредитные проценты, в то же время у него имеются средства на текущем счете, сумма которых, например, может быть больше суммы предоставленного кредита. В этом случае клиент может считать, что кредит был предоставлен за счет его же средств, и таким образом начисленные проценты вполне обоснованно могут восприниматься им как «несправедливые». С другой стороны, если у того же клиента револьверная овердрафтная карта (в этом случае у него не текущий счет, а карточный счет), то суммы операций с картой списываются с карточного счета и кредит возникает только тогда, когда заканчиваются собственные средства клиента. В этом случае начисление процентов уже не может восприниматься как «несправедливое». Таким образом, законодательные ограничения стали одной из причин разнообразия в подходах банков к реализации кредитных карточных продуктов. Первые несколько лет массового выпуска кредитных карт российскими банками дали в целом положительный опыт благодаря росту потребительского рынка и, как следствие, отсутствию существенного количества индивидуальных дефолтов. Потенциал российского рынка кредитования физических лиц велик. По данным Госкомстата, на начало 2004 г. в России насчитывалось 62 млн человек дееспособного населения с постоянным доходом, около 30% из них с ежемесячным доходом свыше $500 на семью. В Москве — городе с наибольшим денежным обращением — более 20% семей относят себя к представителям среднего класса, а к 2007–2008 гг., по данным РБК, ожидается повышение значения этого показателя до 30–40%. По данным БДО «Юникон», в начале 2004 г. доля кредитов в расходах россиян составляла 3,5%, а конце года — 5%. Несмотря на выпуск российскими банками к концу 2004 г. более полумиллиона кредитных карт различных типов, в целом на данный момент вряд ли можно признать состоявшимся знакомство потребителей с картами как кредитным продуктом. Многие кредитоспособные потребители, уже представляющие, что такое банковские карты и что такое потребительский кредит, до сих пор не имеют четкого понимания особенностей кредитных карт, в частности условий погашения задолженности по ним. Одной из причин непонимания является смешение представлений об условиях кредитования по кредитным картам и условиях обычного потребительского кредита, который обычно должен погашаться равными долями в течение установленного срока кредита*. В целом можно отметить отсутствие единой структуры тарифов в разных банках в части процентных ставок и льготных периодов (табл. 2). С точки зрения бизнес-процессов поддержка кредитных карт требует реализации нескольких дополнительных процедур по сравнению с технологией выпуска расчетных банковских карт. К числу наиболее важных дополнительных процедур относятся: кредитный скоринг; взаимодействие с кредитным бюро; прием средств для погашения задолженности; взаимодействие с должниками.Кредитный скоринг — это оценка кредитоспособности клиента. Она осуществляется как при первичном рассмотрении заявления, так и при оценке поведения клиента с точки зрения активности использования карты и погашения кредита. Этой теме посвящен отдельный раздел книги. По мнению пионеров кредитного скоринга — компании Fair & Isaac, значимость скоринга анкет (Application scoring) для оценки кредитоспособности клиента можно оценить примерно в 10%. Остальные 90% значимости дают примерно поровну информацию о кредитной истории клиента, данные о текущих кредитах и поданных заявлениях на получение кредитов в другие банки. Таким образом, сам по себе кредитный скоринг анкет малозначим без дополнительной информации. Наиболее важной представляется информация о кредитных историях потенциальных клиентов. Наилучшим механизмом получения кредитной справки по клиенту является кредитное бюро. В случае онлайновой связи соответствующих хостов банка и кредитного бюро кредитные бюро обеспечивают возможность получения кредитных справок в режиме реального времени. Кредитная справка может включать информацию трех категорий: негативные данные, позитивные данные, дополнительные идентификационные данные. Объем получаемой от бюро информации зависит от действующих соглашений с банками, предоставляющих информацию о заемщиках. В случае если предоставляются только минимальные справки (с негативными данными), они полезны для процедуры фильтра — отклонения заявлений потенциальных клиентов. В случае если доступна позитивная информация, она может использоваться для принятия решения по кредитному лимиту, предлагаемому заемщику. Весьма полезной может быть также дополнительная информация идентификационного характера, такая, как адрес проживания, контактные телефоны, место работы и т.п., позволяющая банку судить о характере миграции клиента и в некоторых случаях обнаруживать «приукрашенные» анкеты (Soft Application Fraud). Еще до запуска кредитных бюро обмен информацией о кредитных историях осуществлялся банками в рамках неформальных пулов, созданных службами, отвечающими за проверку корректности данных в заявлениях. Как правило, банки обмениваются напрямую (т.е. не через кредитное бюро) информацией о случаях мошенничества и негативных кредитных историях. Банки, занимающиеся массовой эмиссией кредитных карт, столкнулись с вопросом эффективных процедур пополнения карточных счетов. В России в основном осуществляется наличное денежное обращение. Операции безналичного перечисления хотя и осуществляются практически всеми банками, но с достаточно высокой комиссией (как правило, на уровне 1%, а в Сбербанке, имеющем наибольшее количество отделений, на монопольном уровне 3%), которая рассматривается потребителями как несоразмерно большая для банковских операций, связанных с погашением задолженности. Таким образом, основным способом пополнения карточных счетов для погашения задолженности по кредитным картам являются операции внесения наличных средств. Очевидно, что в более выигрышном положении в этом смысле оказываются банки, имеющие развитую сеть отделений. В этом аспекте в существенно более выигрышном положении находятся западные банки, которые могут осуществлять масштабные программы эмиссии кредитных карт, не обладая крупной сетью отделений. Их клиенты имеют возможность перечислять средства безналичным образом из отделений других банков бесплатно (как, например, в Англии, где общепринято не взимать комиссию за перевод средств со счета) или почти бесплатно. Российские же банки, не имеющие достаточно развитой инфраструктуры кассового обслуживания клиентов в виде отделений, операционных касс, обменных пунктов, сталкиваются с проблемой обеспечения удобной возможности погашения кредитов. В этой связи стал актуальным вопрос автоматизации операций по внесению наличных средств на счета. Одним из эффективных способов решения этого вопроса являются банкоматы с функцией приема депозитов (cash in) или автоматические сейфы. Как правило, такие банкоматы устанавливают в круглосуточных отделениях самообслуживания. Другим подходом, которые выбирают некоторые банки, является создание сети операционных касс или обменных пунктов, в которых принимаются наличные средства на карточные счета. Эти операции могут осуществляться или как операции непосредственного внесения наличных денежных средств на счет, или как операции внесения средств с использованием карт. Наиболее эффективными считаются операционные кассы или обменные пункты, функционирующие в сетях супермаркетов или торговых центрах. Весьма непростой проблемой юридического и организационного характера является проблема сбора долгов у проблемных клиентов. Проблемным обычно считается держатель кредитной карты, нарушивший в течение нескольких месяцев подряд обязательство по внесению минимального платежа. Пороговое количество просрочек для отнесения клиента к категории проблемных у разных банков различное — от 3 до 6. Помимо количества последовательных просрочек иногда используются и другие критерии для отнесения клиентов к числу проблемных. В большинстве случаев проблемным клиент становится в результате индивидуального дефолта — существенного снижения уровня доходов в результате потери работы, здоровья и т.п. Вместе с тем существуют клиенты, которые способны погашать задолженность, но позволяют себе игнорировать условия договора с банком. В целом вопрос проблемных клиентов в 2001–2005 гг. на фоне большого роста потребительского рынка не стоял остро: количество дефолтов было сравнительно невелико. По неофициальным оценкам специалистов, работающих в банках, которые активно занимаются потребительским кредитованием, количество проблемных клиентов — от 2 до 10% от общего их количества. Обычно применяются следующие методы взаимодействия с проблемными клиентами: звонки по телефону, письма с предупреждениями различного уровня «жесткости», подача судебного иска. Необходимо отметить, что в вопросе работы с проблемными клиентами ситуация, в которой находятся российские банки, принципиально отличается от положения, в котором находятся западные банки. Потребитель в стране с развитым рынком потребительского кредитования, насчитывающим несколько десятилетий своего существования, заинтересован в хорошей кредитной истории. В то же время банки или компании, специализирующиеся на сборе долгов, ограничены в своих действиях. Например, в США запрещены звонки клиентам в связи с вопросами погашения задолженности до 9 утра и после 9 вечера. Но, несмотря на такие ограничения, они действуют эффективно. Между компаниями по сбору долгов действует конкуренция, поэтому банки имеют возможность за сравнительно невысокую плату решать проблему путем аутсорсинга. В России же картина другая. Российский потребитель не имеет действенных стимулов, за исключением моральных, к погашению задолженности. Судебный механизм на практике работает плохо. Хотя в связи со сравнительно небольшими суммами задолженности процедура рассмотрения судебных исков может быть упрощена, взыскание таких сумм с привлечением судебных приставов осуществляется неэффективно. Более того, банк не гарантирован в завершении процедуры даже в случае судебного решения. Следует отметить в то же время, что заметная доля проблемных клиентов при получении уведомления о подаче банком судебного иска готова к досудебному урегулированию. Часто клиент, имеющий дефолт, заключает с банком соглашение о специальном графике погашения задолженности. В этом случае банк может отказаться от некоторых штрафных комиссий. Существенно упростить решение вопроса должно развитие рынка сбора долгов специализированными компаниями. Они выкупают у банка обязательства проблемных клиентов по погашению задолженности, освобождая кредитную организацию от не свойственной ей деятельности. В первые пять лет развития рынка массового выпуска кредитных карт рынок услуг по сбору проблемных долгов находился в состоянии становления. Только несколько компаний, имеющих цивилизованный имидж, предлагали подобные услуги. При этом их стоимость доходила от 25 до 70% от суммы долга, что фактически давало возможность банкам привлекать такие компании главным образом для избавления от плохих долгов с целью снижения негатива в балансе. Но даже при указанном высоком уровне стоимости услуг по продаже проблемных долгов бизнес кредитных карт можно рассматривать как один из наиболее высокодоходных в связи с многофакторностью доходов: комиссиями за годовое обслуживание (которые в отличие от западных банков, как правило, взимаются российскими банками), процентным доходом, комиссионным доходом от операций покупок и др. http://bankir.ru/analytics/cards/4/25464
0