858

РОСТ ИНФЛЯЦИИ СТИМУЛИРУЕТ ГОСУДАРСТВО

В октябре уровень инфляции на потребительском рынке 2,2% - это самый высокий показатель с начала 2004 года. Согласно расчетам Департамента статистики и социологии, кумулятивный уровень инфляции за 10 месяцев нынешнего года составил 8,7 процентов. По отношению к октябрю 2003 года уровень инфляции вырос на 10,6%. По мнению опрошенных нами экспертов, удержать рост инфляции в пределах прогнозировавшихся 10% по итогам года, с учетом уже достигнутого уровня, будет очень непросто. Если в ноябре-декабре увеличатся, как можно предполагать, тарифы на электроэнергию, отопление, воду, транспорт - то это само по себе скажется на общем уровне инфляции и в среднесрочной перспективе станет дополнительным стимулом для роста цен в большинстве других групп товаров. Кроме того, наши эксперты указывают, что заметное ослабление курса национальной валюты в августе-октябре проявится в ценах в полной мере как раз в период, оставшийся до конца текущего года. Даже при условии, что курс лея в ноябре-декабре не будет снижаться или даже незначительно вырастет. Рост леевых затрат импортеров на приобретаемые за рубежом комплектующие, сырье и даже "готовые" товары, проявляется с временным лагом в несколько месяцев. Кроме того, цены обычно устанавливаются продавцами исходя из "пессимистического" варианта развития ситуации. А октябрь в отношении роста инфляции и ослабления курса лея актуализировал именно такой - "негативный" - вектор. На снижение темпов инфляции в этих условиях могли бы повлиять совместные усилия всех государственных институтов, связанных с управлением финансами. Однако, реально, исходя из опыта прошлых лет, можно рассчитывать только на ужесточение денежной политики Национального банка Молдовы. Хотя последние пару лет и он демонстрирует в целом значительно более "мягкий" подход к контролю за денежной массой. Рост наличных денег в обращении за октябрь вновь увеличился. На этот раз на 108 млн леев, или на 3%. Известно, что этот фактор наиболее активно сказывается на инфляции, регистрируемой на потребительском рынке. С другой стороны, за прошедший месяц Национальному банку удалось стерилизовать денежную массу. Остатки на корсчетах коммерческих банков в НБМ сократились за октябрь на 148 млн безналичных леев. За счет усохших обязательных резервов - на 31,4 млн (это указывает на сокращение объема депозитов клиентов банков более чем на 300 млн леев). И за счет уменьшения условно "избыточных" денег, находящихся в распоряжении банков - на сумму порядка 117 млн леев (что также связано с уменьшением остатков на счетах в коммерческих банках). При этом объем наличных средств банков, не связанных с поддержанием уровня обязательных резервов (норматив - 10% от всех привлеченных депозитов), продолжает оставаться чрезвычайно внушительным. На начало ноября их сумма превышала 800 млн леев. При том, что для поддержания нормальных текущих платежей в банковской системе должно хватать порядка 200 млн. Получается, что 3/4 безналичных леев "ждут" более эффективного применения. Однако "свободные" ресурсы распределены между банками неравномерно. Значительная их часть аккумулирована в "Банка де Економий", главным образом за счет средств такого клиента, как Национальная касса социального страхования. Точной цифры сотрудники банка нам не назвали, однако, сопоставляя данные, можно утверждать, что сумма остатка на текущих счетах НКСС превышает 370 млн, а может быть, и 400 млн леев. За счет увеличения размера пенсий с 1 ноября "в среднем на 25%" этот айсберг может начать постепенно таять. Но совсем не обязательно, так как поступления в НКСС остаются стабильно высокими (превышающими "план") на протяжении многих месяцев. Что позволило этой организации выйти на профицит бюджета в размере более 500 млн леев. Так что дополнительные расходы в связи с увеличением выплаты пенсий на 41 млн леев ежемесячно (такую цифру нам назвали специалисты НКСС) могут и не осушить это "деньгохранилище" в обозримой перспективе. А вот выход на рынок этих денег, сразу же используемых главным образом на потребление, может стать еще одним стимулом для инфляции. Ведь 41 млн леев - это приблизительно 1,2% от объема наличных денег в обращении. Некоторые специалисты считают, что высокие темпы инфляции напрямую связаны и с массированными интервенциями Национального банка Молдовы на рынке инвалюты. За девять месяцев текущего года он приобрел СКВ на сумму в $193 млн в долларовом эквиваленте, заплатив за них порядка 2,3 млрд леев. Однако параллельно НБМ проводил стерилизацию денежной массы. В основном за счет продажи из своего портфеля полученных в залог от минфина государственных ценных бумаг (их продано на сумму более 590 млн леев). Благодаря стерилизации, денежная масса с начала года выросла не на 2,3 млрд, а "всего" на 1,5 млрд леев. Но и это "много" - рост на 26,5% суммарного объема денежных средств в национальной валюте за девять месяцев явно опережает темпы роста экономики. В теории, да и в практике положение спасает рост импорта. За счет его увеличения скрадывается существенная разница между приростом объема национальной валюты и приростом объема произведенных и предлагаемых на внутреннем рынке товаров и услуг. С учетом этого выпущенную НБМ нацвалюту (за счет покупки долларов и евро) нельзя однозначно назвать "не обеспеченной товарным эквивалентом". Эмитированные леи в значительной своей части обеспечены СКВ в государственных резервах. Подразумевается, что, если спрос на инвалюту вырастет (что должно проявиться в заметном ослаблении курса лея), Национальный банк может продать доллары в обмен на нацвалюту. "Твердые" конвертируемые валюты - это товар, по качеству не уступающий другим высоколиквидным товарам потребительского рынка. Прирост государственных валютных резервов, которые формирует НБМ, с начала года составил $125 млн в долларовом эквиваленте. Это меньше - на $68 млн - чем он приобрел за тот же период на внутреннем валютном рынке. Объясняется это предоставлением из резервов СКВ для нужд погашения внешних обязательств государства. Какая-то часть из купленной НБМ у комбанков инвалюты уходила на счета минфина "с колес", а чаще Hацбанк продавал ее Правительству за счет средств из сформированных резервов. Как, например, в мае, когда срочно понадобились $50 млн для выкупа векселей у "Газпрома". Если бы купленная НБМ валюта в значительных объемах не передавалась Правительству, то фактор "эмиссии леев под покупку СКВ" имел бы крайне незначительное влияние на рост инфляции. Но государство гасит внешние задолженности прежних лет, а за счет этих расходов рынок дополнительных товаров и услуг не получает. Вследствие этого складывается дисбаланс между объемом товарного предложения и объемом денежной массы. Он-то, в значительной мере, и провоцирует рост инфляции. Тем более, подчеркнем, что Правительство на покупку тех же $50 млн использовало не доходы госбюджета, а взяло кредит у НБМ. Вот эти-то без малого 600 млн леев, действительно, "эмиссия не обеспеченная товарным эквивалентом". Другой источник эмиссии леев - это выпуск государственных ценных бумаг. Или, если быть более точным, размер прироста объема государственных ценных бумаг в обращении. Специально отметим, что объемы дополнительного выпуска госбумаг через первичные аукционы на каждый следующий год специально утверждаются Парламентом вместе с Законом о государственном бюджете. На конец 2004 год прирост объема госбумаг "запланирован" в размере 200 млн леев. На начало ноября минфин уже нарастил их объем на 183,4 млн леев. Прежде, нередко, законодательный орган пересматривал свои решения о лимите для новых эмиссий ГЦБ в сторону увеличения. Может быть, в этом году, принимая во внимание высокие темпы инфляции, он решит сократить выпуск дополнительных леев за счет сокращения выпуска государственных обязательств? И тем самым реально поможет Нацбанку удержать инфляцию в пределах "плановых" 10% за год? Конечно, это риторические вопросы. Вряд ли можно реально рассчитывать на такую "сознательность" Парламента, который принял под занавес 2003 года специальное решение о том, что минфин может "в любое удобное время" получить кредит у НБМ в размере 594 млн леев. В этом отношении хотелось бы рассчитывать на то, что из госбюджета на 2005 год по ходу утверждения не исчезнут хотя бы "оптимистичные" слова о том, что в будущем году минфин погасит часть долга Нацбанку на 127 млн леев, а прирост объема государственных ценных бумаг не зашкалит за отметку 100 млн леев. Эти "минус 27 млн" можно было бы счесть реальным вкладом Правительства и Парламента в снижение темпов инфляции хотя бы в будущем году. Хотя справедливости ради отметим, что и в 2004 году инфляция при самом пессимистичном сценарии не дотянет до 15,7% прошлого года.
0