ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ МОЛДОВЫ С ЕВРОСОЮЗОМ
При сохранении экономического роста 5-6% в год Молдове, чтобы достичь 50% от среднего уровня стран Евросоюза, нужно примерно 70 лет. Сокращение отставания Молдовы по уровню ВВП на душу населения от Евросоюза и других стран Центральной и Восточной Европы может быть достигнуто только при среднегодовых темпах роста ВВП не менее 7-8% в год, повышении нормы накопления капитала в полтора раза и долгосрочном ее поддержании на уровне 30%. Когда мы заявляем о том, что европейская интеграция является приоритетом для Молдовы, - это действительно очень важно. Такая постановка вопроса может стать одним из ключевых элементов национальной идеи, которая так и не была сформулирована за годы независимости. Однако не менее важным является наполнение идеи конкретным содержанием. Для этого необходимо четко и ясно представлять себе нашу стартовую позицию, старательно изучить, а главное - принять правила поведения в европейском доме. И только после этого двигаться к намеченной цели. Социально-экономическая и политическая жизнь в Молдове не может развиваться без учета мировых тенденций, которые во многом определяются современным этапом глобализации и особенностями научно-технического прогресса. Поэтому необходимы глубокое научное исследование как инерционных сценариев преодоления отставания национальной экономики переходного периода, так и разработка рекомендаций по проведению активной экономической политики, которая способствовала бы осуществлению наиболее благоприятных сценариев. Обвальная депрессия 1990-1999 годов, вызвавшая в Молдове падение ВВП почти в три раза, подходит к завершению. Несмотря на то, что Молдова превысила прогнозировавшиеся Европейским банком реконструкции и развития темпы роста ВВП в государствах Центральной и Восточной Европы (4,7% в год), экономика Молдовы в 2000-2004 годах развивалась по инерционному сценарию. Его основу составило повышенное стимулирование внутреннего потребительского спроса, вызванного перечислением в страну денег гастарбайтеров. На краткосрочном этапе это привело к росту ВВП (примерно 6% в год), однако такой инерционный сценарий практически исчерпал себя. Теперь необходимо задействовать факторы долговременного устойчивого роста - труд, капитал, технологии. Уже очевидно, что инерционный сценарий привел к замедлению в Молдове роста ВВП в перерабатывающей промышленности, наметился спад в сельском хозяйстве. Агрессивная и противоречивая бизнес-среда негативно отразились на занятости и доходах основной массы населения, и как следствие этого - на демографической ситуации в стране. Поэтому не произошло существенных изменений в доходах населения, соотнесенных к минимальному потребительскому бюджету, а средних размеров пенсии - к прожиточному минимуму. Еще более возросла дифференциация населения по получаемым доходам. Данные Департамента статистики и социологии показывают, что 78% населения страны составляют малоимущие и бедные. Практически не изменился показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Что же касается различных прогнозов на последующие 10 лет, то ни один из них не предполагает превышения уровня ВВП, отмеченного в 1990 году. А ведь к 2015 году пройдет почти 25 лет с момента начала переходного периода! В процессе преодоления экономического отставания постсоциалистических стран от более развитых в промышленном отношении государств, отправным показателем служит ВВП на душу населения по паритету покупательной способности валют. Сегодня в Молдове ВВП на душу населения по паритету покупательной способности почти в 3 раза ниже, чем в соседних странах - кандидатах в Евросоюз (Румынии, Болгарии), где этот же показатель в три раза ниже среднеевропейского уровня. При такой стартовой позиции возникает вопрос: каковы перспективы социально-экономического развития Молдовы в пределах жизни одного или двух поколений в первой половине XXI века? С учетом широкого использования факторов долговременного экономического роста возможны, по крайней мере, несколько сценариев социально-экономического развития. Первый сценарий предполагает поддержание на протяжении длительного времени темпов роста, характерных для стран с развитой рыночной экономикой. Точкой отсчета здесь могут служить средние темпы роста стран Евросоюза - на уровне 2-3% в год. Понятно, что при таком развитии по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Молдова никогда не приблизится к странам Евросоюза. Разрыв в относительных величинах будет изменяться очень медленно, а в абсолютных величинах - будет постоянно увеличиваться. То есть, это будет сценарий "отставания навсегда". Второй сценарий предполагает поддерживание темпов роста превышающих, как минимум вдвое, этот показатель для стран развитой рыночной экономики. Это означает, что необходимо поддерживать в Молдове в течение последующих десятилетий средние темпы роста на уровне 4-6% в год. При этом по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Молдова может в будущем (к 2076-2078 году) выйти на уровень 50% от среднего показателя по Евросоюзу. Это означает - вопрос реального обсуждения о вхождении в Евросоюз мы оставляем нашим правнукам. Третий сценарий предполагает поддержание темпов роста, превышающих не менее чем в три раза этот показатель для экономически развитых стран. Это значит, что необходимо поддерживать в течение последующих десятилетий средние темпы роста на уровне 7-8%. При этом по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Молдова сможет уже через 30 лет (в 2035 году) выйти на уровень 50% от среднего показателя по Евросоюзу, а в 2050 году достичь уровня среднего показателя по Евросоюзу. Если в силу благоприятного стечения внешних обстоятельств и проведения разумной внутренней политики будут поддерживаться среднегодовые темпы роста в 3 раза превышающие нынешние показатели для Евросоюза, то есть на уровне примерно 7,5%, то по уровню производства Молдова будет достаточно быстро приближаться к показателям в странах кандидатах в Евросоюз (Болгария, Румыния). Это, опять же, сценарий для следующего поколения. Четвертый сценарий предполагает поддержание длительное время темпов роста, превышающих по меньшей мере вчетверо этот показатель для развитых рыночных экономик. Это означает, что необходимо поддерживать в течение последующих десятилетий средние темпы роста на уровне 9-11%. При этом, по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Молдова может уже через 20 лет (к 2024 году) выйти на уровень 50% среднего показателя по Евросоюзу, а через 32 года (в 2036-2037 годах) - достичь уровня среднего показателя по Евросоюзу. В таком случае можно говорить, что в относительно короткое время по уровню производства Молдова сможет приблизиться к показателям Восточных стран Евросоюза (Эстония, Польша). Это уже сценарий обозримого будущего. Подобные прогнозы базируются как на изучении зарубежного опыта, так и на определенных тенденциях в отношении структурных реформ и изменений экономической политики Молдовы в последующие годы. Эти прогнозы менее оптимистичны по сравнению со сформулированными несколько лет назад. Причинами такой перемены являются слабые результаты осуществленной до сих пор трансформации экономики. Может оказаться, что в отличие от начала 90-х годов мы настроены чрезмерно пессимистично. В долгосрочной перспективе темпы экономического роста в отдельных странах будут различными, причем в немалой степени по причине технологического прогресса, являющегося результатом развития информационных технологий. Некоторые государства не смогут избежать угрозы спада перед лицом внешних потрясений или неудач в проведении своей экономической политики. Целый ряд факторов, влияющих на темпы роста, сегодня совершенно непредсказуем. Многочисленные старые проблемы будут доминировать по-прежнему, но новые факторы экономического роста, которые сейчас только появляются, начнут действовать в полном масштабе. По мнению некоторых экспертов, из перечисленных сценариев два последних для Молдовы вряд ли реализуемы - слишком мало сегодня аргументов в поддержку утверждения, что наша страна будет сохранять в течение 10, 20 и более лет среднегодовые темпы роста в 7,5% и выше. С рациональной точки зрения скорее следует рассчитывать на темпы роста 5-6% в год. В таком случае Молдове нужен технологический прорыв хотя бы в течение ближайших 5-7 лет, что вполне возможно, учитывая значительный уровень экономического спада в период проведения реформ и наличие достаточно развитой научно-технологической базы в дореформенный период. С другой стороны, отсутствие сегодня передовых технологий и зрелых рыночных институтов, присущих экономически развитым странам, не благоприятствует ускоренному увеличению объемов производства. Что особенно актуально для Молдовы - многое будет зависеть от принятых (или не принятых) политических решений, которые в свою очередь связаны с целым комплексом вопросов общественного развития и действенностью демократии. Достижение критической массы в процессе экономического роста будет зависеть от избранной политики и способности следовать принятому курсу. Геополитическая ситуация, культурное наследие страны, численность населения, его трудовые навыки, природные ресурсы и туристическая привлекательность Молдовы - все эти факторы будут влиять на перспективы развития. Многое будет также зависеть от того, насколько успешно Молдова сумеет воспользоваться дополнительными возможностями, предоставляемыми глобализацией мировой экономики и информатизацией общества, смягчая новые риски, неизбежно сопутствующие этим процессам. Наиболее важная роль принадлежит также проводимой государством политике. Без адекватной политики даже относительно благоприятное положение, складывающееся при наличии определенных факторов, не будет в должной мере способствовать экономическому развитию. Наряду с другими аспектами качество политики определяют темпы роста в секторах, относящихся к "новой экономике". Эти сектора опираются, прежде всего, на предпринимательскую деятельность, а также укрепление связей с мировым экономическим сообществом. Сочетание всех этих факторов - благоприятной геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе, значительного прогресса в построении общественных институтов, относительно больших инвестиций в информационные технологии - уже содействует экономическому росту в странах, стремящихся вступить в Евросоюз. Можно ожидать, что в течение последующих 10-20 лет эта группа стран удержит достигнутые позиции, хотя из-за допущенных ошибок в политике или негативных внешних потрясений некоторые государства могут быть оттеснены в более низкую группу. Однако до тех пор, пока они не догонят Западную Европу, эти государства должны быть в состоянии быстро возвращаться на путь ускоренного роста. Ускоренный экономический рост в Молдове в решающей степени будет зависеть от правильной координации фискальной и денежной политики, хорошо продуманной промышленной и торговой политики, подчинения структурных реформ политике роста, а также эффективного использования инструментов "новой экономики". В противном случае польза от информационных технологий будет невелика, поскольку ее преимущества едва ли имеют смысл без хорошо развитой инфраструктуры и в условиях финансовой нестабильности. Количественный рост можно рассматривать и как процесс, где социально-экономическое развитие существенно меняется в эпоху глобализации и информационных технологий. Его эволюция стимулируется также изменяющимися ценностями гражданского общества. В долгосрочном плане модель современного развития будет меняться, в гораздо большей мере опираясь на такие критерии, как качество человеческого капитала, состояние окружающей среды, доступ к культурным и природным ценностям, плотность населения в городах. Если начало нового тысячелетия считать отправной точкой процесса преодоления отставания, то все отмеченные выше обстоятельства говорят о том, что его конечная точка (если таковая будет когда-либо достигнута) будет значительно варьироваться в зависимости от достигнутых на каждом этапе результатов. Не следует забывать, что государства с наиболее сильной экономикой продолжают развиваться, так что для нас преодоление отставания - это стремление к движущейся цели. Вместе с тем, достижение Молдовой в разумные сроки нынешнего среднего уровня ВВП стран Евросоюза можно будет несомненно считать успехом. Когда именно это произойдет - зависит от пути развития, избранного Молдовой. Все альтернативные пути развития свидетельствуют о том, какую длительную дистанцию нужно пройти, чтобы преодолеть возникший разрыв. К сожалению, за прошедшие 15 лет он увеличился, потому что постсоциалистическая трансформация экономики проходила слишком стихийно. Отмеченный в последние пять лет экономический рост вселяет определенные надежды. Однако, он неустойчив и явно недостаточен. Если мы действительно хотим в обозримом будущем войти в Европу, то задачей для следующих правительств страны должен стать ускоренный (по 14-16% в год) рост в среднесрочной перспективе (5-7 лет) на основе научно обоснованных приоритетов. Только так можно создать необходимый базис для последующих более умеренных сценариев в долгосрочной перспективе. Столь масштабные задачи можно решать только при условии консолидации всего нашего общества. Мы не должны больше спорить о необходимости вхождения или не вхождения в Евросоюз. Мы европейцы по определению. И мы можем и должны спорить лишь о методах и сценариях нашего затянувшегося возвращения в общий европейский дом. Ион МУШУК, председатель Социал-Демократической партии Молдовы