982

ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ

В общем объеме розничного товарооборота продовольственных товаров хлеб и хлебобулочные изделия занимают не более шести процентов. Тем не менее, цены на хлеб - вопрос политический, который всегда остается в зоне особого внимания государственных органов. Именно по этой причине производители и продавцы хлеба испытывают постоянную головную боль. В октябре в очередной раз внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РМ "О дальнейшей либерализации цен" (1994 года издания!), касающиеся формирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия. За давностью лет в казуистике этого постановления разобраться непросто. Одни слова заменяются другими, вызывая у специалистов совершенно разные толкования. Для начала процитируем текст постановления в новой редакции: "для хлебопекарных предприятий и мини-пекарен, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, на формирование цен на хлеб и хлебобулочные изделия из муки 1-го и 2-го сорта и их смеси устанавливается норматив рентабельности до 10 процентов в среднем по данной группе". Что изменилось? Прежде этот норматив устанавливался на производство хлеба, и не было дополнения "в среднем по данной группе". Рентабельность производства каждое предприятие формирует самостоятельно, в зависимости от рыночной конъюнктуры. В Молдове более 100 хлебопекарен и цехов занимаются выпечкой хлеба, и если им это становится совсем "не по карману", они временно сворачивают производство. Так во всяком случае произошло в прошлом году в связи с взлетевшими ценами на муку. "Мы работаем на хлебном рынке четыре года, - говорит директор ООО "Нина & АСН" Нина Ковашэ, - выпускаем 25 видов хлеба и хлебобулочных изделий. Поэтому совершенно не заинтересованы в повышении цены на любое из них. Рентабельность ряда наших изделий составляет 16-20%, а некоторых 3-5%. Мы сами не станем поднимать цены на самые спросовые сорта, так как буквально сразу, при такой жесткой конкуренции со стороны АО "Франзелуца", затоваримся и понесем убытки. С другой стороны - как можно устанавливать единую рентабельность при формировании цен абсолютно для всех производителей, если они работают в различных условиях. К примеру, наше предприятие снабжает хлебом кишиневский район Телецентра, в котором по сравнению с другими плотность населения не столь велика. Возможности у нашего предприятия неплохие, поэтому мы нашли заказчиков еще в нескольких районах, но уже в пригородах. В течение последних двух месяцев бензин подорожал в среднем на 10%. Естественно, если так будет и дальше, мы вынуждены будем поднять отпускные цены и на свои изделия, иначе просто разоримся". И вот тут, казалось бы, Правительство дает производителям карт-бланш. Разрешено устанавливать 10-процентную рентабельность не конкретно на каждое изделие, а в среднем по данной группе. Другими словами это означает, что хлеб из муки 1 и 2 сортов может приносить предприятию разную прибыль. Главное - чтобы цена их варьировалась в обозначенном диапазоне рентабельности. Рассмотрим, к каким положительным подвижкам может привести это дополнение. На первый взгляд появился стимул для расширения ассортимента. Т.е. из муки 1-го, 2-го и смешанных сортов можно испечь больше изделий, продавая их по разным ценам. Но это не так просто. С другой стороны - низкая покупательная способность населения, что называется, тормозит "полет фантазии". То же предприятие "Нина & АСН" в день продает не более 50 булочек по цене 2 лея, в то время как "пыне сурэ" по отпускной цене 1,8 лея уходит до 300 хлебов. С установленным Правительством лимитом рентабельности многие производители хлеба не согласны. Теоретически. Но на практике приходится считаться. "Хлеб должен стоить столько, сколько обходится его производство, с учетом всех затрат, как и любой другой продукт, - считают на фирме "Одиус". - А малоимущие и социально незащищенные слои населения необходимо обеспечить соответствующей адресной компенсацией. Качество дешевого хлеба, конечно, несколько ниже, чем хлеба из высокосортной муки, или хлеба, обогащенного добавками. Вот и получается то самое "расслоение" в обществе даже в возможности употреблять самый необходимый продукт. Мы отказались от выпечки дешевого хлеба и производим всего семь видов. Наибольшим спросом вот уже на протяжении нескольких лет пользуется "Бородинский". Это не означает, что мы нашли своего покупателя, просто, когда хлеб вкусный и качественный, его покупает большинство". И действительно, какого только хлеба нет сегодня на прилавках кишиневских магазинов. АО "Франзелуца" производит хлеб, обогащенный витаминами, отрубной, с добавлением чернослива и искусственного меда, с семенами подсолнечника. Хлеб с овечьей брынзой и укропом кроме витаминов содержит кальций. Все это не пищевые изыски. Такие хлеба едят во всем мире. Кстати, в общей сложности, в странах Европы производится около 800 видов хлеба. Но и политика формирования цен на них несколько иная. Как недопустимо хлебопекарным предприятиям превышать 10% рентабельность при формировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия из определенных сортов муки, так Правительство ограничило и торговую надбавку при реализации данного продукта. Предельный уровень торговой надбавки на хлеб и хлебобулочные изделия не должен превышать те же 10%. Это ограничение сделало убыточной торговлю хлебом, специализированные магазины и киоски стали закрываться, и хлеб переместился в отделы продовольственных магазинов. Постановление действовало до 1 сентября 2004 года, и владельцы магазинов надеялись на отмену или хотя бы на повышение предела торговой надбавки. Но в августе Правительство продлило действия 10-процентного лимита для торговли. На этот раз бессрочно: "В финансовом плане реализация хлеба и хлебобулочных изделий для любого магазина балласт, - говорит главный менеджер кишиневского магазина № 1 Алла Мартынова, - 50% от торговой надбавки уходи на оплату доставки. Говорят, что есть предприятия, которые не берут денег за доставку. Но мы выбираем поставщиков тех, у которых наиболее широкий ассортимент хлебных, хлебобулочных и кондитерских изделий, и оплачиваем им транспортные расходы в размере от 3 до 5% из этой самой торговой надбавки". Кроме этого из этих же денег торговое предприятие доплачивает определенный процент продавцам, а также несет другие расходы. Но многие магазины, несмотря на явную неприбыльность такого дела, берутся за реализацию хлеба, преследуя несколько иную коммерческую цель. Всегда согласны торговать хлебом продовольственные, расположенные в спальных районах и на остановках, а также те, что работают в режиме "24 часа". Глядишь, припозднившийся покупатель, заскочив за хлебом, приобретет заодно и еще какой-либо товар. Получить хоть небольшую, но выгоду от торговли хлебом могли бы так называемые "сопутствующие" продукты, торговая наценка на которые не ограничена 10-процентами. Такие, к примеру, как баранки, сушки, бублики, хлебцы и сухарики. Увы, ассортимент их достаточно уныл. Если бы не АО "Франзелуца", эта продукция, судя по всему, с наших прилавков исчезла бы вообще. В чем же дело? Ведь в той же России буквально "бум сухариков". Каких только изделий, в какой только упаковке, расфасовке не предлагают покупателям. А это множество форм - кубики, ромбики, палочки, пластинки. Себестоимость сухарей считается копеечной, технология несложной. На сегодня самой распространенной считается так называемая "сухая" технология. На нарезанный хлеб наносят слой растительного масла со вкусово-ароматическими добавками и сушат в печах. Выпускают десятки (!) видов сухарей - с солью, сыром, курицей, зеленью, томатом, беконом, копченостями и т.д. Если буханка хлеба весом 400 грамм стоит в среднем 2,5 лея, то столько же мы согласны платить за 100 грамм подсушенного хлеба, но вкусного, красиво упакованного, разнообразного. И вместе с тем в этих легких пакетиках содержится немало калорий - от 300 до 350 ккал. Баранки, сушки, сухари, - говорят работники торговли, - с лихвой могли бы покрыть убытки от торговли хлебом. Немудрено, что этот бизнес получил такое распространение в странах СНГ, кроме, нас. Татьяна АНТОНОВИЧ
0