Воронин начал революцио в молдавской науке. Кажется удачную
Информационное сообщениек проекту Кодекса о науке и инновациях, представленное Президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным на заседании парламентской фракции ПКРМ 15 июня 2004 г.Характеристика сферы науки и инноваций в Республике МолдоваОбщая картина сферы науки и инноваций в Республике Молдова свидетельствует о том, что можно говорить лишь об инерционном существовании исследовательской деятельности, полном ее отрыве от инновационной сферы, отсутствии ответственности перед обществом за уровень и состояние научных разработок, отсутствии признаков государственной политики в сфере науки и инноваций, а также удачных форм организации науки и транспарентных способов бюджетного финансирования. Престижность научной и инновационной деятельности крайне низка, связь с образовательной системой формальна, формы организации науки консервативны, а правовое поле носит скорее репрессивный, нежели стимулирующий характер. В Республике Молдова наука существует исключительно в форме деятельности, финансируемой из государственного бюджета, либо в форме грантов, предназначенных для государственных организаций данной сферы. Научная и инновационная деятельность в форме частных и неправительственных организаций маргинальна, общий уровень предпринимательской активности практически не фиксируется в статистической отчетности. К основным формам организаций в области научных исследований относятся институты Академии наук (31), институты при министерствах и ведомствах (38) и государственные университеты. В государственном бюджете на 2004 год на науку предусматривается 70 961, 3 миллионов леев. Из них 37 процентов ассигнований направляется Академии наук, 55 процентов - ведомственным институтам, 8 процентов - высшим учебным заведениям. На конкурсной основе было распределено всего лишь 10 миллионов 686 тысяч леев. То есть небольшие бюджетные ресурсы распылены и рассредоточены. Получение бюджетных средств не предусматривает никакой взаимной ответственности научного сообщества и государства. Проведение какой-либо стратегической линии, направленной на стимулирование тех или иных направлений науки или наоборот свертывание неперспективных и неконкурентоспособных отраслей исследовательской деятельности невозможно. Система объективной оценки научных организаций отсутствует. Очевидно, что при любом уровне финансирования сложившаяся система проведения научных исследований при отсутствии конкурсов по большинству выполняемых работ создают условия постепенной деградации сферы науки и инноваций, а затрачиваемые бюджетные средства являются непомерно высокой ценой имитационного поддержания научного уровня в государстве. Цель реформирования в сфере науки и инновацийАнализ современного опыта проведения социальных и экономических реформ свидетельствует о том, что модернизация сферы науки и инноваций является фундаментальным фактором успешного реформирования. Умение организовывать этот ресурс и находить стимулы его роста и дальнейшего воспроизводства становятся основным условием включения той или иной страны в систему взаимовыгодных глобальных конкурентных отношений, создает почву для определения границ устойчивой специализации и кооперации национальных экономик. Весьма актуальные для Республики Молдова примеры технологических прорывов в таких странах как Ирландия, Финляндия, Словения и Эстония свидетельствуют о том, что логика современного реформирования далеко ушла от экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и реанимации традиционных отраслей. Она сосредоточена на стимулировании и развитии человеческого потенциала, видя в нем залог всех последующих позитивных эффектов в самых различных отраслях экономики. Модернизация сферы науки и инноваций создает три глубинных эффекта. Во-первых, это формирование комфортного инновационного климата в стране, путем создания особых правовых, фискальных и организационных стимулов для занятия фундаментальной и прикладной наукой, поощрения нововведений и трансфера технологий. Его формирование является главным условием создания и последующей устойчивости инвестиционного климата, а также определения его стабильности в периоды временного ухудшения экономической конъюнктуры. Во-вторых, это формирование комфортного и динамичного социального климата, создающего атмосферу престижности научного знания, образования и новаторства и превращающего рассеянные профессиональные ресурсы в постоянно растущий интеллектуальный капитал. Только высокий и интенсивный уровень научных разработок создает предпосылки для сохранения высоких стандартов образования и роста профессиональной квалификации. В-третьих, это формирование новой демократической культуры управления, основанной на знаниях, открытости и компетентности. Представление именно об этих эффектах явилось целью реформы в сфере науки инноваций в Республике Молдова, предложенной в данном кодексе. Нам не известны подобные прецеденты кодификации в сфере данных отношений. Выбор этой формы законодательной инициативы обусловлен необходимостью системного, последовательного и непротиворечивого описания всей совокупности правоотношений - от государственной политики в сфере науки и инноваций до механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности. Кодекс содержит 166 статей, включенных в пять разделов, а также шесть приложений, являющихся составной частью данного закона. Механизм полноценного внедрения Кодекса о науке и инновациях требует внесения изменений в Гражданский, Таможенный, Налоговый кодексы, Кодекс о труде, также представленные в качестве законодательной инициативы. Задачи реформирования в сфере науки и инноваций1. Создание стимулов для развития, самоорганизации и воспроизводства научной и инновационной деятельности. 2. Концентрация бюджетных ресурсов на тех направлениях в сфере науки и инноваций, которые обеспечивают конкурентоспособность и уровень научной и инновационной продукции Республики Молдова в рамках международной специализации и кооперации. 3. Создание новых принципов организации научных исследований на основе модернизации и демократизации системы Академии наук. 4. Установление ответственных отношений между наукой и государством. 5. Создание системы оценки и аккредитации научных организаций. 6. Установление новых системных отношений науки, инновационной деятельности и образования. Принципы модернизации сферы науки и инноваций, закрепленные данным КодексомВпервые научная и инновационная деятельность включается в единую систему правоотношений. С одной стороны, это ориентирует научную деятельность на получение рыночно значимых результатов, а, с другой стороны, направляет деятельность инновационных организаций в русло долгосрочных научных исследований. Для этого предлагается система стимулов для организаций сферы науки и инноваций всех видов собственности. Во-первых, все организации в сфере науки и инноваций в соответствии с предлагаемыми изменениями в Налоговый и Таможенный кодексы освобождаются от налога на доход, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке по данному виду деятельности и освобождаются от уплаты таможенной пошлины на оборудование, инструменты, расходные материалы, импортируемые для проведения фундаментальных исследований. Во-вторых, впервые частные и неправительственные организации могут посредством предложенного механизма аккредитации организаций сферы науки и инноваций стать аффилированными членами Академии наук, что позволяет им на условиях кофинансирования участвовать в конкурсе проектов на получение бюджетного финансирования. Роль и место Академии наук радикально меняются. В этом направлении законопроект предлагает два основных кардинальных преобразования. Во-первых, Академия наук становится единственным публичным учреждением республиканского значения в сфере науки и инноваций, полномочным координатором научной, образовательной и инновационной деятельности, высшим научным форумом и научным консультантом публичных властей Республики Молдова. Академии наук делегируется компетенция Правительства в области научных исследований. Это означает, что все бюджетное финансирование научных исследований в Республике Молдова осуществляется только через Академию наук на конкурсной основе. Финансирование из государственного бюджета осуществляется только на основании Договора о партнерстве, заключаемого на четыре года между Академией наук и Правительством. Во-вторых, учреждается Национальный Совет по аккредитации и аттестации, являющийся органом публичного управления в области оценки организаций в сфере науки и инноваций и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Все государственные организации в сфере науки и инноваций в обязательном порядке, а частные и неправительственные по своему усмотрению проходят через аккредитацию. Результатом аккредитации является получение институционального, профильного либо аффилированного членства. Институциональное членство предусматривает полное финансирование организации в сфере науки и инноваций из государственного бюджета. Профильное членство (преимущественно для высших учебных заведений и организаций медицинского профиля) предусматривает право на получение бюджетного финансирования в размере 70 процентов по результатам конкурса Академии наук на условиях кофинансирования. Аффилированное членство (исключительно для частных и неправительственных организаций) предусматривает право на получение бюджетного финансирования в размере 40 процентов по результатам конкурса Академии наук на условиях кофинансирования. В случае неаккредитации организации в сфере науки и инноваций, претендовавшей на институциональное членство, она подлежит реорганизации. Для остальных организаций неаккредитация является основанием для отказа в праве участвовать в конкурсе проектов Академии наук на получение бюджетного финансирования. Все научные, инновационные и образовательные организации, прошедшие академическую аккредитацию, концентрируются в рамках учреждаемых шести отделений Академии наук. Исполнительным органом Академии наук становится Высший Совет по науке и технологическому развитию, в который входят руководители отделений, а также представители высших учебных заведений. Высшим органом Академии наук становится Ассамблея, состоящая из академиков и членов-корреспондентов Академии наук (78 человек) и докторов-хабилитат (78 человек, по 13 человек, избранных на заседаниях отделений АН). Такое представительство является наиболее демократичной и мобильной формой управления Академией наук. Учитывая возможность расширения числа аффилированных членов Академии наук за счет частных и неправительственных организаций в сфере науки и инноваций, можно смело говорить о возрастании роли гражданского общества в управлении Академией наук. Создание системы аккредитации организаций научной и инновационной сферы, следствием которой будет тот или иной тип членства в Академии наук, является фундаментальным и органичным принципом объединения научной и образовательной сфер. Впервые создаются объективные стимулы для включения высших учебных заведений в систему Академии наук, государственных со статусом профильного, а частных со статусом аффилированного членства. Впервые вузовская наука получает доступ не к формальному финансированию, равномерно распыленному по всем кафедрам и лабораториям, а к целевому инвестированию в конкурентоспособные проекты исключительно на основе транспарентных конкурсов и мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Кроме того, предлагаемые поправки к ряду законов в сфере образования позволят сотрудникам Академии наук полноценно сочетать научную и педагогическую деятельность и считаться одновременно штатными сотрудниками высших учебных заведений. Важнейшим изменением, предусмотренным проектом Кодекса о науке и инновациях, является создание Агентства по защите интеллектуальной собственности (путем слияния Агентства по защите промышленной собственности и Агентства по авторским правам) и создание условий, стимулирующих коммерциализацию интеллектуальных продуктов в сфере науки и инноваций. Новым требованием становится обязательная регистрация авторства всех результатов выполненных работ в сфере науки и инноваций за счет средств государственного бюджета. С целью стимулирования творческой деятельности в сфере науки и инноваций, а также для полноценного развития рынка интеллектуальных продуктов, снижения темпов "утечки мозгов" проект данного кодекса предлагает новые условия коммерциализации интеллектуальной собственности. ЗаключениеПредлагаемая данным проектом модель реформирования и стимулирования сферы науки и инноваций в Республике Молдова является не только новой, но и по многим параметрам оптимальной. Она создает правовое поле, как для стратегического развития инновационного климата, так и для создания рычагов стимулирования научных исследований и траснфера технологий в краткосрочной перспективе. Предлагаемый путь усиливает ответственность научного сообщества страны перед Правительством и гражданским обществом и определяет обязанность власти постоянно инвестировать сферу науки и инноваций.