789

"КОНКУРЕНЦИЮ АМЕРИКАНСКИМ ЛЕТЧИКАМ МОГЛИ СОСТАВИТЬ ТОЛЬКО МЫ!"

ВОЙНА «Конкуренцию американцам могли составить только мы!» Летчик-истребитель воюет в воздухе. Его враг - такой же летчик-истребитель. Случаи, когда истребитель работает по наземным целям, редки. У полковника Константина Киторога, ветерана войны в Афганистане, возглавляющего сейчас Центральный спортивный клуб армии, есть уникальный опыт этой необычной для летчика-истребителя войны. ***В июне 1982 года капитан Киторога попал в Афганистан исполнять интернациональный долг. Состоял он для капитана, как и для других советских летчиков, в авиационной поддержке сухопутных войск при проведении операций и дежурстве в системе противовоздушной обороны. Второе означало обычную работу летчика, а вот первое... Константин Киторога: - Именно в Афганистане я приобрел уникальный опыт работы по наземным целям. Конечно, война - это плохо, но военный профессионал, не прошедший ее, во многом уступает тому, у кого есть боевой опыт. Современная война длится быстро. И необстрелянный новичок на ней погибает тоже быстро. Профи, имеющий боевой опыт, выживает и выполняет задачи. Афганистан мне как летчику-истребителю много дал. - Первые два месяца,- говорит полковник Киторога,- человек к войне попросту привыкает. Приходилось привыкать ко многому: к тому, что кто-то из обслуживающего персонала столовой для советских летчиков заболевал брюшным тифом или дифтерией, к клопам в складных домиках из Монголии, к ландшафту чужой страны, к опасности не только в воздухе, но и на земле. Константин Киторога:- Если не считать опасных ситуаций в воздухе, на земле мне запомнились две. Первая - мы шли с однополчанином по городку, и вдруг выстрел. Пуля пролетела буквально в сантиметре от моей головы, почти по волосам. На шапке, по крайней мере, след остался. Второй раз - мы с ребятами выходили из столовой, и нас обстреляли из автомата. Пришлось залечь и отползти за стену столовой. Но, конечно, главная опасность подстерегает летчика в воздухе. Если поначалу полеты над Афганистаном были довольно безопасны, насколько вообще может быть безопасен полет военного самолета, то потом у афганских моджахедов появились «Стингеры». Одним из них во время вылета советских самолетов был сбит один из летчиков полка, где служил Константин Киторога. Спасся сбитый летчик в последние минуты, благодаря вертолетчикам. Опоздай они хоть на минуту, и летчика наверняка убили бы вооруженные афганцы, бежавшие к нему из «зеленки» (лесного массива). Летчики вообще редко попадали в плен в Афганистане: если человека сбивали, он обычно отстреливался до последнего, а потом взрывал себя гранатой. Жизнь советского пилота ценилась высоко - за нее полевые командиры афганцев давали несколько сотен (!) тысяч долларов. Во время службы в Баграме капитан Киторога принял участие в одной из самых успешных операций советской авиации. Руководству советских войск стало известно, что в одной из гор афганцы устроили огромный склад с оружием. Гору охраняли как особо секретный объект. Достать оттуда что-либо без помощи авиации было просто немыслимо. Но и летчикам для работы по цели нужно было выложиться на все сто... Константин Киторога: - По сути, эта гора представляла собой подобие вулкана. На самой ее верхушке они продолбили отверстие небольшого диаметра, и уже через него спускали вглубь оружие, боеприпасы. Их было очень много: чуть ли не вся гора под завязку была набита. На задание мы полетели двумя «четверками». Руководил командир полка. Первый самолет зашел на цель и положил две бомбы (каждая 500 кг) аккурат в это отверстие! И все последующие заходили и бомбили точно в цель, ну максимум десять метров было отклонение. После этого свою работу начали десантники и вертолетчики. Мы за операцию получили благодарность. Тот успешный вылет был на слуху у многих. Позже молодые летчики слышали, как командующий говорил, что «в этом полку, если надо будет, бомбу под брюхо верблюду положат». После ста боевых вылетов Константин Киторога получил Орден Красной Звезды. Но война состояла не только из успешных операций. Был момент, когда летчик Киторога, вылетая из ущелья, разминулся со скалой на расстоянии десяти метров. На скорости 900 километров в час... Говорит, что страха тогда не почувствовал. Только через несколько минут, когда стало ясно, что пронесло, колени начала бить дрожь.В июле 1983 года командировка в Афганистан кончилась. ДОСЬЕ «КП»Полковник Константин Киторога - начальник Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА). Выпускник черниговского Высшего военного авиационного училища летчиков имени Ленинского комсомола. С 1975 по 1980 год проходил службу в Южной Группе войск (Венгрия). С 1980 года в Прикарпатском военном округе (Ивано-Франковск). С 1986 проходил учебу в Военной политической академии им. В.И. Ленина (Москва), которую успешно закончил в 1989 году. С 1989 по 1992 годы служил в Закавказском военном округе (Грузия), в должности заместителя командира авиационного полка. В 1993 году вернулся в Молдову. Характеристики самолета МИГ-21, на которых летали наши летчики в Афганистане:- максимальная скорость 2175 км/ч; - максимальная скорость у земли 1300 км/ч; - максимальная скороподъемность 140 м/с; - практический потолок 17500 м; - практическая дальность 1120 км; - перегоночная дальность 1470 км; - длина разбега - 830 м; - длина пробега - 550 м; - максимальная эксплуатационная перегрузка - 8,5 g.О ВОЙНЕ В ИРАКЕКонстантин Киторога: - По уровню подготовки американские летчики стоят на первом месте. Раньше им конкуренцию могли составить советские летчики, а сейчас - никто. У меня нет полной информации о том, что происходит конкретно в Ираке, но видно, что ВВС союзников работают четко. Их немногочисленные (по отношению к общему числу) потери тиражируют в СМИ, вот и создается впечатление, что у них не все в порядке. Нет, наоборот. Их военные летчики - профессионалы.Владимир ЛОРЧЕНКОВ.
0