872

Быть ли птичей конституции?

Президент Молдовы Владимир Воронин предложил принять новую Конституцию, которая была бы разработана совместно с Приднестровьем и позволила окончательно урегулировать 12-летний конфликт с отколовшимся регионом. "Нам нужна Конституция, которая станет предметом гордости нашего народа, плодом совместной работы гражданских институтов с обоих берегов Днестра, которая будет соответствовать самым современным стандартам международного сообщества", - говорится в заявлении Воронина. "Сегодня мы не идем в Приднестровье со своим уставом и мы не требуем безоговорочной капитуляции. Сегодня мы предлагаем Приднестровью стать участником и соавтором новой Конституции Республики Молдова", - сказал Воронин. За 12 лет в Приднестровье, объявившем о своей независимости от Молдовы, созданы все атрибуты собственной государственности: здесь есть трижды избранный президент Игорь Смирнов, свои парламент и правительство, вооруженные силы, таможня, милиция и пограничники, валюта - приднестровский рубль. Десять лет переговоров между Кишиневом и Тирасполем при посредничестве ОБСЕ, России и Украины ни к чему не привели. Молдова говорила, что она готова предоставить Приднестровью широкую автономию, Приднестровье же настаивало на конфедерации двух независимых государств. В июле прошлого года посредники выдвинули новый план урегулирования - так называемый "киевский проект", который предусматривает урегулирование конфликта путем превращения Молдовы в федеративное государство, одним из субъектов которого стало бы Приднестровье. "Необходимо наконец признать, что существующее конституционное оформление Республики Молдова ограничивает нас в модернизации государства, делает нас заложниками той системы, которая сложилась в условиях противостояния с Приднестровьем, под напором националистических амбиций Кишинева и курса властей Тирасполя на выход из состава Молдовы. Я считаю, что единственным перспективным, ответственным и результативным решением в сложившейся ситуации является подготовка и принятие новой Конституции Республики Молдова", - сказал Воронин. "Нам нужна Конституция, разрешающая проблемы, а не загоняющая их вглубь", - сказал он. По его словам, базовые принципы конституционного устройства и механизмы их реализации, а также приведение их в действие Молдова положит в основу нового проекта соглашения с Приднестровьем. Сам проект соглашения о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы в ближайшее время будет представлен властям Приднестровья, странам гарантам и миссии ОБСЕ в Молдове. Раздел VI самой Конституции Молдовы не предусматривает возможность принятия нового Основного закона страны, хотя в Кодексе о выборах говорится, что Конституция может быть принята на республиканском референдуме. По действующей Конституции, Молдова - унитарное государство. Это положение может быть пересмотрено только через референдум большинством граждан, включенных в избирательные списки. Президент не имеет права инициировать пересмотр Конституции. Это могут сделать не менее 200.000 граждан, не менее одной трети депутатов парламента или правительство. Проекты конституционных законов представляются парламенту только вместе с заключением Конституционного суда, принятым не менее чем четырьмя судьями. Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения. Закон принимается двумя третями голосов депутатов. То, что решение приднестровского вопроса требует внесения изменений в Конституции Молдовы, ни для кого не секрет. Но президент Воронин предлагает не изменять действующую Конституцию, а принять новую. Как он собирается это делать, непонятно. При том, что из 141 статьи действующей Конституции, по крайней мере, 135 не требуют никаких изменений и могут быть спокойно сохранены при любой редакции Основного закона, принятие новой Конституции выглядит совершенно неоправданным. У партии коммунистов, председателем которой остается Воронин, имеется в парламенте конституционное большинство, которое может легко утвердить те пять-десять новых статей, что необходимы для приднестровского урегулирования. Тем не менее, президент не хочет идти по нормальному пути изменения Конституции через парламент. Может, он уже утратил контроль над мажоритарной фракцией? Если оставаться в рамках существующего конституционного поля, проект нового Основного закона должен быть сначала представлен в Конституционный суд, получить его заключение и спустя еще не менее, чем шесть месяцев, принят парламентом. Действующее законодательство не регламентирует процедуру вынесения проекта новой Конституции на республиканский референдум. Непонятно, что означают фразы "Мы предлагаем Приднестровью стать участником и соавтором новой Конституции Республики Молдова", которая стала бы "плодом совместной работы гражданских институтов с обоих берегов Днестра". Какие именно представители правого и левого берегов и на каких законных основаниях будут создавать новую Конституцию, тоже неясно. Два года президент Воронин ругался с руководством Приднестровья, заявляя, что "со Смирновым и его бандой вести переговоры нельзя". За эти два года ни правящей партией, ни администрацией президента, ни парламентом, ни правительством не было обнародовано никаких конкретных инициатив по приднестровскому урегулированию. Сейчас, когда кишиневская власть оказалась "отформатирована" известным пятисторонним форматом переговоров, она вынуждена демонстрировать добрую волю. Но сделано это в такой странной форме, что возникает подозрение, не направлены ли эти действия на то, чтобы, с одной стороны, потянуть время с приднестровским урегулированием, а с другой, избавиться от нынешнего парламентского большинства, которое становится настоящей обузой для администрации президента. Когда третий президент Молдовы еще не был президентом, а находился в оппозиции, он резко критиковал второго президента за то, что тот пытался радикальным образом поломать все конституционное устройство государства. Сегодня Владимир Воронин явно идет по пути Петра Лучинского. И даже дальше - Лучинский всю Конституцию менять не собирался, а Воронин собирается. Два года руководство ПКРМ занималось, по большей части, голой пропагандой. Инициатива президента о принятии новой Конституции - логическое продолжение всего этого бесконечного и пустопорожнего "пиара". Эта инициатива гарантирует, что до следующих выборов власть будет заниматься не решением конкретных проблем, а непрерывным промыванием мозгов на тему приднестровского урегулирования на фоне нарастающего хаоса во внутриполитической жизни Молдовы. "Для всех давно очевидно, что до тех пор, пока граждане Молдовы разделены, пока существуют две армии, две таможни, две банковские системы, народ Молдовы не сможет радикально улучшить свою жизнь, не сможет успешно восстановить свою экономику и социальную сферу" - эти слова из заявления президента звучат как индульгенция от любой критики и как оправдание любых провалов власти. Народу отказывают в праве требовать от власти лучшей жизни до тех пор, пока не решена приднестровская проблема. Это очень странный подход. Для всех далеко не очевидно, что это справедливый подход. Все знают, что мешает плохому танцору. Не все еще понимают, что мешает плохой власти. Теперь должны понимать: Приднестровье и Конституция.
0