Si coroiu Moldovei ar zbura in Europa
Из выступления Президента Молдовы Владимира Воронина на заседании Национальной комиссии по европейской интеграции Впервые за 11 лет независимости руководство Республики Молдова ясно и однозначно заявляет о взятом страной курсе на европейскую интеграцию. Все это время об европейской интеграции говорилось много, в разных контекстах и по различным случаям, однако не выходя за рамки одних пожеланий. Настал момент, когда европейская интеграция стала для Республики Молдова четкой задачей с реалистическими концепцией и стратегией. Именно в этих целях и была образована Национальная комиссия по европейской интеграции. С ее учреждения начался процесс создания правовой и нормативной базы, необходимой для вступления Республики Молдова в Европейский Союз. С самого начала хочу подчеркнуть очень важную мысль, а именно: данный процесс не должен превратиться в "моду", стать объектом каких-то политических спекуляций или послужить способом продвижения чьего-то имиджа. На данном этапе курс на европейскую интеграцию и принятие конкретных шагов в этом направлении является для Республики Молдова насущной необходимостью. Необходимость эта продиктована рядом факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Сошлюсь в первую очередь на феномен глобализации - объективного процесса, вне которого Республика Молдова не может оставаться. Не менее важным предствляется ушедшее в прошлое противостояние между Востоком и Западом и наметившаяся тенденция сотрудничества и партнерства великих держав мира. С геостратегической точки зрения Республика Молдова находится на рубеже двух мощных интеграционных структур - Европейского Союза и СНГ, которые отказываются от создания новых разделительных линий или "буферных зон". В целях облегчения и ускорения процесса сближения Востока и Запада Республика Молдова предложила в канун недавно прошедшего саммита СНГ привести в соответствие с европейскими законодательство и стандарты СНГ. Сближение Российской Федерации и Европейского Союза, Российской Федерации и США, стран СНГ и государств Европейского Союза представляется естественным выбором, чрезвычайно благоприятным для национальных интересов Республики Молдова в ходе укрепления ее как независимого, суверенного и целостного государства. Наконец, но не в последнюю очередь, в числе внешних предпосылок, подвигающих Республику Молдова к европейской интеграции, является повышенное внимание со стороны Европейского Союза к нашей стране. Чувствуется серьезный интерес ЕС и входящих в него государств к разрешению приднестровской проблемы, стимулированию процесса экономического развития Молдовы, укреплению стабильности в данном регионе Европы. В национальном плане необходимость выработки и осуществления курса на европейскую интеграцию вытекает из надежд нашего народа на стабильность, безопасность и благосостояние, которые осуществятся в результате такой интеграции. Проведение решительной и последовательной политики европейской интеграции позволит ускорить экономические реформы, а приведение национального законодательства в соответствие со стандартами сообщества даст возможность увеличить уровень экспорта и будет благоприятствовать поступлению инвестиций в нашу экономику. Эти перспективы и преимущества являются серьезным потенциалом как в плане территориальной реинтеграции страны, так и в плане консолидации общества в целом. Идеал европейской интеграции способен отодвинуть на задний план все дебаты и разногласия, разламывавшие и еще продолжающие разламывать наше общество. Таким образом, в стране имеются достаточные предпосылки для того чтобы европейская интеграция стала государственной политикой как внутреннего, так и внешнего плана. Однако, повторяю, мы не сумеем пойти по этому пути, если не осознаем объективность и неизбежность данного процесса, если не обозначим очень четко необходимые приоритеты и средства. Сформулирую далее в концептуальном плане задачи, стоящие перед Национальной комиссией по европейской интеграции. В первую очередь - постепенная интеграция во все инициативы и программы, связанные с Европейским Союзом: - Пакт о стабильности, в котором Республика Молдова участвует как полноправный член; - процесс стабилизации и ассоциирования для Юго-Восточной Европы - РМ предстоит предпринять необходимые политические шаги в плане присоединения. Также предстоит развивать отношения - как двусторонние, так и регионального сотрудничества - со странами - членами процесса, которым ЕС пообещал интеграцию в Европу. Во-вторых, надлежит параллельно принять необходимые меры по приближению к стандартам ЕС, по завершению процесса переговоров по Соглашению о свободном обмене со странами Юго-Восточной Европы, по подготовке и предоставлению ЕС предложений к действующему Соглашению по партнерству и сотрудничеству, необходимо сформулировать аргументы выхода РМ из программы помощи TACIS и присоединения к программе PHARE. В организационном плане: В первую очередь необходимо определить механизмы процесса переговоров по Соглашению о свободном обмене со странами Юго-Восточной Европы. В то же время, в рамках предстоящих заседаний Комиссий РМ - ЕС, необходимо подготовить предложения к действующему Соглашению по партнерству и сотрудничеству. Для выполнения этих целей необходима эффективная координация на национальном уровне. 1. В этих целях Национальная комиссия разработает проект Европейской интеграции, которую представит для принятия парламенту, а правительство на ее основе разработает и примет программу деятельности, рассчитанную на несколько лет (на 10 лет). 2. Перед Национальной комиссией поставлена задача исполнять функцию координатора всех существующих комиссий (включая те, что работают на основе Соглашения по партнерству и сотрудничеству) для продвижения единой стратегии в отношениях РМ-ЕС. 3. Для координации этой деятельности Правительство разработает предложения о создании Департамента европейской интеграции при МИД. 4. Принимая во внимание тот факт, что государства-члены проводят переговоры по вхождению в ЕС согласно областям деятельности по 31-й главе, Национальная комиссия в первую очередь должна создать межминистерские рабочие группы для каждой сферы деятельности. 5. Эти группы изучат соответствующие области, а также опыт продвинувшихся в отношениях с ЕС стран и предложат Национальной комиссии план мер. Правительство примет эти планы по каждой главе и на их основе разработает Национальный план мер. 6. Дополнительно к плану мер, представленному этими группами, отдельная глава будет посвящена эволюции отношений РМ с региональными организациями - как первый шаг вступления в ЕС. 7. После разработки Национального плана потребуются заключения стран - членов ЕС и Европейской комиссии по этому плану. 8. Соответствующие рабочие группы будут работать над внедрением этого плана и периодически будут представлять отчеты Национальной комиссии по его выполнению. 9. В этом контексте необходимо, чтобы в каждом министерстве и департаменте были созданы рабочие группы, которые будут включены в межминистерские рабочие группы по каждой сфере деятельности. 10. Председателем каждой рабочей группы будет выбран член Национальной комиссии, ответственный за соответствующую область. 11. Для консолидации и углубления парламентского вектора РМ - ЕС, Парламент РМ рассмотрит возможность создания парламентской комиссии, цель которой - координация парламентской деятельности в данной области в международном и внутреннем плане. 12. На следующем заседании Национальной комиссии необходимо принять регламент, состав межминистерских рабочих групп, программу деятельности на 2003 год. 13. Необходимо, чтобы проект Стратегии интеграции и План мер были представлены на рассмотрение в Парламент РМ. Независимая Молдова