Moldova - ты жива?
Экономический кризис последнего десятилетия сделал Молдову самой бедной страной в Европе, находящейся на пороге дефолта. Внутренний валовой продукт сократился с 10,5 млрд. долларов в 1990 до 1,092 млрд. долларов в 1993 и 1,463 млрд. долларов в 2001 году. В нынешнем году правительство должно потратить на обслуживание внешнего долга 240 млн. долларов или свыше 70% от доходов бюджета, поэтому большинство экономических аналитиков вполне серьезно говорят о вероятности дефолта. Несмотря на то, что на протяжении всего 2001 года руководство Молдовы неоднократно заявляло о том, что внешнее финансирование государства будет возобновлено в самые кратчайшие сроки, год пролетел незаметно, а финансирование так и не возобновилось. Некоторые действия правящей коммунистической партии спровоцировали негативную реакцию со стороны международных финансовых организаций, в связи с чем, отношения с ними заметно охладели. На самом деле для молдавского правительства были не столь важны сами кредиты, сколько возможность реструктурировать внешние задолженности перед Парижским клубом кредиторов, шанс, который правительство Тарлева в прошлом году упустило. Важность реструктуризация задолженностей обусловлена тем, что давление долгов на бюджет очень велико, а возможности их выплатить в установленные сроки собственными силами практически минимальны. 2002 год является в этом смысле критическим. Если правительство Тарлева не добьется реструктуризации, в текущем году Молдова должна будет выплатить 240 млн. долларов, что составляет примерно 70 % от доходов государственного бюджета. А наибольший объем выплат, или 56,4 % от всего долга правительство обязано выплатить уже в первом триместре текущего, 2002 года. Несмотря на то, что трудности в отношениях с международными финансовыми организмами сохранились, в последнее время появилась надежда, что Молдова не потеряла окончательно шансов добиться деблокирования внешнего финансирования, и, что самое важное, добиться реструктуризации внешней задолженности перед членами Парижского клуба кредиторов. Более того, появилась возможность, в которую в последнее время практически никто не верил, что часть долга республики будет вообще аннулирована. Представители четырех финансовых международных организаций и стран-доноров предложили на международной конференции в Лондоне аннулировать часть задолженностей семи самых бедных стран СНГ. В эту группу вошли Армения, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и Молдова. Для того чтобы долги были аннулированы, эти страны должны выполнить ряд строгих условий. В первую очередь, речь идет о продолжении реформ, разработке и принятии стратегий по снижению уровня бедности, повышению эффективности экономики и по борьбе с коррупцией. Важнейшим условием является недопустимость дальнейшего роста внешнего долга. Позитивным моментом является и тот факт, что с начала года Молдову посетило большое количество представителей различных международных финансовых организаций. Несмотря на то, что каждая миссия приезжает со своими, конкретными целями, - главнейшая их задача остается общей – переговоры с руководством Молдовы о возможностях предоставления кредитов с целью поддержания платежного баланса республики. В конце прошлой недели завершила свой визит в Молдову миссия Европейского Союза. В конце визита, руководитель миссии, глава отдела “Экономические и финансовые отношения” Дирекции международных отношений Петер Бекс заявил, что ЕС сможет выделить первый транш кредита, стоимостью в 10 млн. евро в течение ближайших 4 месяцев. Кроме того, Петер Бекс сообщил, что в своем отчете, который он представит Европейской комиссии, он предложит, чтобы часть кредита была выделена в виде гранта, то есть деньги не надо будет возвращать, что очень важно для Молдовы. Бекс считает, что в условиях тяжелого экономического кризиса, дополнительные 15 млн. евро в виде кредитов, осложнят и без того нелегкую финансовую ситуацию в стране. В случае если Европейская комиссия и Парламентская Ассамблея одобрят предложения Бекса, 10 млн. евро будут выделены республике в виде гранта и только 5 млн. евро – в виде кредита, который будет предоставлен республике на очень льготных условиях. В этом случае правительство может на что-то надеяться, однако для того, чтобы получить эти средства, исполнительной власти необходимо будет выполнить ряд условий Европейского Союза. Петер Бекс уточнил, что эти условия носят лишь экономический характер. В разговоре с журналистами, Бекс сообщил, что ЕС ждет от правительства продолжения курса реформ, направленных на переход к рыночной экономике. В то же время представитель ЕС отметил, что и Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейская комиссия озабочены попытками правительства ренационализировать некоторые приватизированные ранее предприятия. Однако главнейшим условием по прежнему остаются восстановление отношений с МВФ и возобновление внешнего финансирования. Другим источником получения внешнего финансирования является кредит по структурным преобразованиям SAC-III со стороны Всемирного банка. Однако эта международная организация также выдвинула ряд условий. В начале февраля, представитель ВБ в Кишиневе Карлос Элбирт распространил заявление, в котором выразил озабоченность ВБ последними событиями в Молдове. Среди проблем, вызвавших тревогу ВБ, Элбирт назвал отставку министров экономики и финансов. Для продолжения переговоров банк потребовал назначить в самое ближайшее время ответственных за судьбу экономики и финансов Молдовы. Другой проблемой, по мнению ВБ, являются различные законодательные инициативы, которые противоречат всем ранее достигнутым успехам в реформах. В качестве примера банк приводит инициативу парламента установить свой контроль над деятельностью Национального агентства по регламентированию в энергетике (НАРЭ), инициативу по ренационализации 25 предприятий, без указания времени и механизма возврата их под контроль государства, использование ограниченных бюджетных средств для селективной поддержки некоторых предприятий с целью трансформирования их задолженностей перед бюджетом в акции, которые затем будут переданы государству. Карлос Элбирт назвал также самые важные условия, выполнив которые, правительство сможет добиться одобрения со стороны совета директоров ВБ кредита SAC-III. Для этого Национальное агентство по регламентированию в области электросвязи должно опубликовать программу по ребалансировке тарифов телефонной связи на 2002-2004 годы, по либерализации услуги интернет-телефонии в соответствии с выданными ранее лицензиями, назначить правительственного консультанта для приватизации важнейших винодельческих комбинатов, легализовать дополнения к закону о табаке и табачных изделиях, которые либерализуют табачный рынок республики. В случае если бы правительство выполнило все эти требования, ВБ намеревался уже до конца февраля перевести на счета правительства первый транш, а в ближайшие 6-9 месяцев и оставшуюся часть кредита. Кажется, что правительство Молдовы не приняло во внимание условия ВБ, поскольку февраль закончился, а денег по-прежнему нет. И все же, для оценки процесса внедрения экономических реформ и продолжения переговоров о возможностях предоставления SAC-III на будущей неделе в Кишинев прибудет миссия ВБ, под руководством главного экономиста ВБ по делам Молдовы Марка Дэвиса. От результатов этого визита зависит попадет ли проект кредита SAC-III на рассмотрение Совета директоров ВБ или нет. Однако главнейшей задачей для Молдовы является сохранение рабочих отношений с МВФ. Практически все переговоры с большинством доноров упираются в проблему восстановления отношений с МВФ. Особенно важным в этих условиях являются результаты визита миссии МВФ, во главе с региональным директором Ричардом Хаасом, которая находится в Молдове с 25 февраля. Миссия находится в Кишиневе для того, чтобы оценить в какой мере Молдова готова к продолжению отношений с МВФ, а от результатов визита зависит будет ли рассматриваться проблема Республики Молдова на засед