СГС
http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=459&IssueDate=29.03.2002&YearNum=11&Theme=4&Topic=7298КОНТРАКТ МОЖНО РАСТОРГНУТЬ, НО ПРОБЛЕМА ОСТАНЕТСЯ Конгресс деловых людей, прошедший две недели назад, стал заметным событием в Молдове. Как член клуба деловых людей "Тимпул" и один из организаторов этого форума, я рад тому фактору, что предпринимательские круги страны объединяются в единую силу и совместно стремятся решать свои вопросы, вести диалог с властями. Среди членов клуба деловых людей есть очень грамотные бизнесмены, хорошие организаторы и потенциальные кандидаты на разные государственные должности. В то же время, царившие на конгрессе атмосфера единодушия, а вернее - единомнения, как и чрезмерная агрессивность по отношению к действующей власти, не позволяют мне разделять те восторженные оценки, которые выставили себе организаторы. О чем я искренне сказал на заседании клуба деловых людей "Тимпул", посвященном итогам конгресса. И это, на мой взгляд, дает мне моральное право сказать в прессе то, что не удалось довести до сведения участников делового форума с трибуны. Как это повелось в последнее время, одной из основных тем выступлений стала введенная в республике предотгрузочная инспекция импортируемых товаров. Иногда создается впечатление, что в стране находятся на второстепенном плане сложные отношения с соседними странами, с Приднестровьем, с международными финансовыми организациями, наконец, политические и социальные проблемы. Потому что, на мой взгляд, из темы предотгрузочной инспекции можно выжать желаемые политические дивиденды. Сразу отмечу, что я очень хорошо понимаю своих коллег-бизнесменов и во многом согласен с их аргументами, а также и с тем, что честный импортер проходит через инспекцию, а остальные - нет. Более того, считаю, что в условиях отсутствия настоящей поддержки программы предотгрузочной инспекции со стороны Правительства и Таможенного департамента, а также активного противодействия предпринимательских кругов, не стоило вводить инспекцию вообще. При таком подходе это не может дать должного эффекта и ставит под удар как действующую власть, так и мировой имидж компании SGS. Однако, соглашение о введении инспекции подписано, и программа начала действовать. Все хорошо знают, что произошло это согласно заключенному с МВФ Меморандуму. С учетом этого я считаю не совсем корректным требовать сегодня от Правительства отмены инспекции. Это все равно, что под угрозой расстрела заставлять человека поднять непосильный груз. Тем более, что призывая бойкотировать легальный импорт, бизнесмены, по сути, уподобились организаторам массовых уличных выступлений, добиваясь справедливости путем предъявления ультиматумов. Вряд ли это правильный и приемлемый путь решения проблем. С другой стороны, выступая за отмену предотгрузочной инспекции, никто из ораторов на конгрессе не задался простым вопросом: а как же так произошло, что в МВФ нас приравняли к странам Африки, требуя установить эффективный контроль над импортом? Никто не сказал ни слова о том, что статистика стран-экспортеров и молдавского импорта далеко не стыкуется на 100%. Ни один бизнесмен не высказал беспокойства по поводу наводнения рынка Молдовы некачественными товарами, продуктами питания с просроченным сроком годности. Остались в стороне факты завоза импортной продукции по бросовым ценам и подрыва тем самым основы производства местной продукции. И многие другие проблемы импорта. Говорить об этом на конгрессе деловым людям было невыгодно. Потому что тогда надо было вытащить на свет всю цепочку, а не только одно звено. А цепочка такова: статистика стран-экспортеров и молдавского импорта не стыкуется потому, что много грузов наверняка проходит мимо таможни или без полной оплаты налогов и пошлин при содействии таможни. В свою очередь, таможенных служащих на такое содействие провоцируют и часть импортеров. Но и не в них первопричина, а, как они говорят, в налоговой и другой системе, не способствующей легальному бизнесу и вынуждающей искать обходные пути. Вот почему считаю, что отмена предотгрузочной инспекции, по сути, ничего в принципе не решит - большинство проблем останется. Как бы ни хотели с этим соглашаться бизнесмены, но с введением инспекции стал сказываться так называемый "эффект боязни контроля" и значительно уменьшился поток некачественного и демпингового импорта. В то же время, два месяца работы программы выявили очень любопытные тенденции, о которых стоит сказать отдельно. Первое: значительная часть импорта осуществляется через оффшорные компании. При этом цены завышаются, и часть капитала оседает за границей, в оффшорных центрах. Для примера: тонна бензина одной и той же марки, от одного производителя и на одинаковых условиях поставки при импорте через оффшорную компанию стоит $250, напрямую с нефтезавода - около $180. Вторая тенденция: если товар завозится напрямую от производителя, то декларируемые цены обычно сильно занижаются, чтобы уменьшить таможенные платежи. Некоторые импортеры настолько наивны, что представляют в офис связи SGS сразу оба инвойса - выбирайте, мол, нужный. И выявляются интересные детали: баночка шпрот из Прибалтики декларируется по цене 7 центов, килограмм цитрусовых - по 15 центов, помидоров - 30 центов или декларируют одно количество, а фактически - гораздо больше и т.д. Зная стоимость этих товаров на рынке и после их обработки в системе SGS, нетрудно понять активное противодействие импортеров введению предотгрузочной инспекции. Тем более, что это сопряжено с третьим фактором - массовым ввозом в Молдову товаров с истекшим сроком годности или близким к этому. Особенно это касается импорта продуктов питания и удобрений. Мало кто знает, что в США, например, уничтожение удобрений, продуктов питания после истечения срока их годности обходится дороже первоначальной стоимости. Поэтому, когда близится этот срок, владельцы готовы отдать их бесплатно, только чтобы избавиться от таких товаров. К сожалению, в Молдову этот груз поступает в массовом порядке. Столь же часто мы сталкиваемся с подменой сертификатов происхождения, соответствия и качества, даже сертификатов SGS, других документов. И многие фирмы после обнаружения этих нарушений больше не обращаются в SGS, зато становятся более активными и заметными в борьбе за отмену инспекции. Согласно контракту, компания SGS не вправе разглашать названия конкретных фирм или компаний, что соответствует и законодательству. Но мы представляем все данные в Правительство, и там могут сделать соответствующие выводы. И похоже, что уже делают. Сегодня очевидно, что программа предотгрузочной инспекции требует корректировки. При заключении контракта компания SGS не определяла перечень товаров, подлежащих инспекции, - это было решение Правительства. Первые месяцы работы показали преждевременное включение в этот список давальческого сырья, уникального технологического оборудования и ряда других товаров. Но легальные импортеры и почти все министерства осознали и положительные стороны инспекции. С целью корректировки программы мы встречались с руководителями министерств и ведомств, и, к своему удивлению, обнаружили совсем другой подход, чем до внедрения инспекции. Позиция минпрома и минсельхоза сводится к тому, чтобы использовать инспекцию для ограничения ввоза в страну нежелательного импорта - тех же товаров с истекшим сроком годности или по демпинговым ценам, как и аналогичных производимым в республике. Вовсе не хочу утверждать, что предотгрузочная инспекция - это благо для всех импортеров. Есть предприниматели, которые утверждают, что после прохождения инспекции не имеют больше проблем при растаможке товаров, как это было раньше. Но приведенные примеры говорят о том, что во многом введение инспекции стало вынужденной временной мерой, к которой МВФ и Правительство подтолкнули, к сожалению, и часть бизнесменов. Которых, в свою очередь, подтолкнули уже названные выше обстоятельства. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и проблемы, связанные с Приднестровьем. И активно выступая за