Светить, а не слепить: что ломается в корректоре фар и почему многие его не чинят
Были же раньше времена: открыл корпус фары, открутил
клапан ацетилена, поднёс спичку – и всё, свет есть. Главное, чтобы
запаса карбида кальция и воды хватило. Сейчас времена другие. То
лампочка перегорит, то блок розжига ксенона помрёт, то корректор фар
откажет. Вроде бы все эти штуки призваны сделать жизнь проще и
безопаснее, а на практике иногда получается обратное: тот же неисправный
корректор может принести столько грусти, что мама не горюй. Кстати, а
что может в нём сломаться и почему на каждой второй когда-то
премиальной, а ныне просто двадцатилетней машине он не работает?
От ручного труда к электричеству
Как ни странно, корректоры фар бывают очень многих типов: от простых механических до странных пневматических и современных автоматических. А вот задача у них одна и та же – ограничивать высоту пучка света. Или, как говорят слишком умные люди, формировать светотеневую границу пучка света фар. Необходимость такого ограничения возникла в ходе совершенствования головной оптики автомобилей. Ослепить водителя встречного автомобиля шестивольтовой лампочкой, да ещё на скорости в 20-30 км/ч, было сложно. Но со временем свет становился всё лучше, скорости – выше, а участников движения – больше. Ослепление стало реальностью, и появилась необходимость с этой опасностью бороться.
Ford Model T Touring 1908–1910
Ещё в середине прошлого века на фары стали устанавливать механические регуляторы света. Предполагалось, что водители будут перед каждой поездкой оценивать нагрузку на автомобиль и регулировать каждую фару вручную. Само собой, водители забили на это хлопотное дело хромированные болты и ездили, как получится, да и сама система была далеко на на всех автомобилях. И только в 1990 году в Германии установка корректора фар была признана обязательной. Остальная Европа подтянулась к 1998-му году, и сейчас корректор уже давно перестал был опцией. Он обязателен в любом случае, причём если раньше его допускалось не ставить на машины с активной подвеской, обеспечивающей постоянное положение кузова независимо от нагрузки, то сейчас таких исключений нет. Более того, если на машине есть ксеноновая оптика, то согласно ГОСТ Р 51709-2001, машина в обязательном порядке должны быть оснащена автоматическим корректором света. Который, признаться, частенько не работает.
Ford Focus 2000
Самый
распространённый тип корректора – электромеханический. Одна из его
частей – это то самое колёсико в салоне с цифрами 1-4, которое мы крутим
пальцами. Внутри фары стоит электромотор с червячной парой и
толкателем, который и регулирует положение фары. Механизм теоретически
вечный, но на практике его ресурс всё-таки ограничен: чаще всего
ломается сам мотор-редуктор (как правило, изнашиваются пластиковые
шестерёнки), могут сломаться и пластиковые детали тяги привода. Впрочем,
это довольно надёжный механизм, и в основном его губит возраст.
Менее
распространены гидромеханические корректоры, в которых исполнительная
часть такая же, как у электромеханического, а вот привод –
гидравлический. Такой корректор стоял, например, на многих наших ВАЗах.
Поломки тут немного иные: чаще вытекает жидкость из гидравлики (там
может использоваться и антифриз, и обычная незамерзайка). Откуда она
потечёт – самому богу неизвестно. Могут лопнуть трубки, может протечь
соединение – на старых Ладах возможно всё. Правда, и отремонтировать это
чудо техники несложно.
Пневматический корректор сейчас не
используют, зато очень распространён самый продвинутый корректор –
автоматический. Вот тут неисправности свои, причём тоже самые
современные.
Я сам!
Чем ярче начинали светить лампы, тем пристальнее
приходилось следить за тем, чтобы они не слепили встречных водителей.
Само собой, ни один ручной корректор не может предотвратить ослепление в
случае, если машина проедет волну на асфальте. Даже если водитель –
самый быстрый ковбой на Диком Западе и успеет крутануть ручку
корректора, кузов уже десять раз вернётся в исходное положение до того,
как корректор потихоньку опустит и затем опять поднимет пучок света. С
ксеноновой оптикой за это время можно ослепить встречного так
качественно, что ему придётся жать на тормоз, вставать на обочину и
ждать, когда его испуганные глаза снова обретут способность что-нибудь
видеть. Так что ни один ручной корректор тут не подходит – нужно что-то
намного более быстро и, конечно же, автоматическое. Такие корректоры
появились, и обычно их называют динамическими системами коррекции. Ну а
если у машины оптика не ксеноновая, то ей достаточно будет иметь
автокорректор попроще – квазистатический. В чём между ними разница?
У квазистатической системы есть одна существенная особенность:
несмотря на то, что руками ничего постоянно крутить не требуется,
скорость её работы приблизительно такая же, как у электромеханической
или электрогидравлической: фары при необходимости медленно ползут вниз
или вверх. Такая скорость недостаточна для того, чтобы компенсировать
наклоны кузова при разгонах, торможениях или проездах дорожных
неровностей. Поэтому для ксенона квазистатический автокорректор не
подходит – ему надо что-то более быстродействующее.
Зато всем
остальным эта система подходит лучше всего: она недорогая, просто
устроенная и вполне способна автоматически регулировать направление
пучка света при изменении загрузки кузова (грубо говоря, опускать его
вниз, если задняя часть проседает под весом пассажиров или груза в
багажнике).
Исполнительные механизмы там те же, что и в простых
системах: мотор-редукторы и тяги, толкающие фару. Но вот управляется
такая система иначе. В подвеске автомобиля установлены датчики положения
кузова. В дорогих системах их может быть до трёх штук (по два на
передний мост и один – на задний), но в самых простых он всего один – на
задней оси. Дорожный просвет под передней осью меняется незначительно, и
часто этим параметром пренебрегают, учитывая только то, насколько
просел задний мост. В простой системе датчик состоит из двух половин,
одна из которых закреплена на кузове, вторая – на подвижной части
подвески. По изменению взаимного положения половин датчика ЭБУ делает
вывод о положении кузова и при необходимости отдаёт команду
исполнительному механизму изменить положение фар.
Наличие датчика
положения кузова и объясняет тот печальный факт, что система частенько
отказывается работать: датчик под машиной открыт всей грязи и реагентам и
быстро ржавеет. Дальше бывает по-разному: иногда датчик просто ломается
(потому что теряет возможность двигать своими половинками), а иногда у
него сгнивают электрические разъёмы. В любом случае система работать уже
не может. В подавляющем большинстве случаев отказа автокорректора (что
динамического, что квазистатического) виноваты именно датчики положения
кузова. Именно поэтому в некоторых продвинутых системах используют не
механические датчики, а ультразвуковые, которые измеряют непосредственно
расстояние над дорогой. Получается чуть дороже, но надёжнее.
Разумеется,
если обе фары автомобиля с такой системой перестают регулироваться
одновременно, в первую очередь нужно проверить датчики. А если только
одна – то механизм корректора отдельной фары.
Концепция системы
динамического автокорректора практически та же: система датчиков,
информация от которой поступает блоку управления, и исполнительный
механизм. Вот только если мотор-редуктор в квазистатической системе
стоит так же, как и в электромеханической (отдельно от фары), то в
динамической системе привод регулировки обычно осуществляется шаговым
электромотором, который делают частью фары. Такая конструкция позволяет
менять угол наклона светового пучка практически мгновенно. Правда, и
затраты блока управления на обработку информации с датчиков положения
кузова намного серьёзнее: если опрос датчиков квазистатического
автокорректора может производиться и раз в полторы минуты, то для
динамической системы это нормально сделать шесть раз в одну секунду. И
это вынужденная мера: иначе пропадёт всякий смысл в скорости работы
привода регулировки пучка света, и машина не сможет сохранять
светотеневую границу пучка света в пределах нормы.
Поломки в этой
системе обычно те же, что и в предыдущей: чаще всего отказывают датчики.
И это даже не самый плохой вариант развития событий, потому что
механизм регулировки фар тут намного дороже, и проще заменить датчик.
Кроме
того, в работе этой системы часто задействованы датчики ABS, которые
нужны для определения реальной скорости автомобиля. И если участвующий в
работе датчик откажет, системы тоже перестанет работать должным
образом.
Если в ремонте простейших электрогидравлических корректоров ВАЗа
иногда можно было обойтись изолентой, то даже при диагностике
современной динамической системы автокорректора часто невозможно
обойтись без сканера. Впрочем, если очень хочется всё отремонтировать
самостоятельно, можно попробовать обойтись одним мультиметром: проверить
поочерёдно сигналы с датчиков положения кузова и проводку от них до
ЭБУ. Вполне вероятно, что даже такая несложная диагностика поможет
определить, что именно сломалось.
Конечно, трудно представить
владельца нового BMW, который ползает под машиной с тестером. Но мало
ли: ремонт сейчас может быть слишком дорогим даже для такого успешного
человека.
При поддержке автосервиса avto-sina.md
ага вот в Феррари продлили контракты:-)
ДА. Молодцы, что Барикелло оставили. Я оч. рад.
Да наверное вся молдова рада:)
А ты не слышал что на прошлом Гран-При Шуми по ходу гонке материл Росса Брауна.
За что?
Если честно, то я не очень рад, так как считал, что в Следующем году прийдёт Верстаппен. Не знаю почему, но мне он кажется хорошим и быстрым гонщиком, даже лучше, чем Баррикелло!
Ну не знаю. Барик, наверное войдет в топ-тройку вторых пилотов. Хотя Верстапен тоже иногда едет не плохо.
Я думаю, что лучшие вторые пилоты енто Барикелло, Панис, и Хакинен. Ха! :)
Аликсу:
А за что он материл Брауна? Повод был (и какой) у Барикелло.
типа барик не пропускал
2 An.Dre -
Я недавно подписался на рассылку новостей с formula1.md. Они мне особо не нужны, но как отписаться не знаю :(
Вопрос решаем?
2 Death(row1)
Я думаю они тебе не помешают, тем более,что не занимают много места, и поверь, что ты найдёшь что-нибудь интересное в них для себя. Тем более, если ты подписался, то это значит, что ты хоть чуть-чуть заинтересован в Формуле-1, а значит тебе совсем не нужно отписываться, а наоборот посещай почаще наш сайт и люби самый захватывающий вид спорта в МИРЕ!!!!!!!
Ан.Дрею:
Ну правильнее было бы что-б могно было отписаться. А то порнуха получается (без обид).
Аликсу:
Ну я, например, не очень был рад, когда Барикелло пропустил Шуми. Ехал то он (Барик) хорошо. Меня больше напрягало когда Барик во время гонки пытался несколько раз обойти Шуми. Ведь могли бы столкнуться. :(
А так, с точки зрения команды, енто был оправданный маневр. Ведь за титул борется Шуми. По-ентому каждое очко на вес золота.
Ну если отписаться хочешь то зайди в Ф-1 Клуб - Изменения там ты можешь и отписаться.
Дык я и не подписывался. (пока)
ALX/ Слушай, Саня, а ты на 100% уверен, что этот Naburus из BAT
ALX/ Слушай, Саня, а ты на 100% уверен, что этот Naburus из BAT? И такой резкий отказ
Ан.Дрею:
:-(
Главное, что я уверен что я из БАТ. Какой мне смысл пудрить мозги людям?
Почему резкий? Сколько времени прошло с момента когда мы получили их мыло? Больше месяца.
Да и как бы я знал, что БАТ получил Мыло от формулы1.мд?
:-(((((
Неожидал.
А зря, у проета Формула1.мд - большое будущее, это только вопрос времени, и не правы те , кто в него не верят. Всё как всегда упирается только в финансы.
Если только представить, что половина фанатов из России и Румынии в будущем будут залазить на сайт ( а именно так и произойдёт), то это очень выгодное дело, рай для спонсоров, тем более для тех, кто связан теснейшим образом с Формулой-1
Ан.Дрею:
Ну дык причем тут я. Я-ж писал, что я не решающае лицо.
Формуле1.мд я желаю успехов. Сайт (и проект) конечно классный, но своими словами ты меня огорчил. :-(
Какие именно слова тебя огорчили
Андрею:
Меня огорчил тот факт что ты усомнился в моей искренности. Ведь я пытался помочь.
Ньюи останется в МакЛарене!!!
www.formula1.md
Nu cto vi toliko o Ferrari esti je drugie comandi kak naprimer McLaren
ALX: tebe l''stiat! :)))
Lion: mne bolishe po dushe: BMW Williams :)
БМВ-ы крутые болиды. Вот только ненадежные.
ну дык давайте про МакЛарен:-)
ALX: rebiata horoshi...
А конкретно о чём: о болидах (Mercedes) или о команде?
i o tom i o etom.... na4niom''s
Vital: наверное о ребятах:)))
Не стоит о McLaren!
А чё Мак-Мерс? В ентом году ломаются как Запорожцы. Да и в прошлом (в начале сезона) - то же самое. Тачки енти круты разве что в играх. (Я на ней гоняю в Ф1 99)
:-)
А в чем смысл споров? Все равно на такой тачке не покатаешься...
Я бы обратил внимание на выступление Култхарда в этом сезоне. Классно он Мику на вторую позицию выдвинул. Интересно, что он на это ответит?
Ага согласен!! Кутлтард чемпион!! Как он по чемпионски за Бернольди ехал пол гонки! а! Молодец :):):)
Факкинен ответит очередной поломкой! :-)
кто там хотел о МакЛаренЫХ?:-)))))
Дык уже воно сколько реп о них! :-)
ага и нифига хорошего:-))
2 lawyer
Ну так ты же видел что Бернольди удерживал свою позицию "руками и ногами". Да и Монако не та трасса где совершается много обгонов. А под конец он таки приехал пятым (а стартовал ведь последним)
Аликсу:
Ну дак я ничего хорошего и них не могу сказать, т.к. болею за Шуми (пилот) и БАР (команда).
:-)
а если в БАТе не работал?:-)
for Vital
Ну блин!! Но Бернолди же первый раз по этой трассе ехал!!! Да ещё на Арроус! А ентот на Макларене пол голи за ним как телёнок за коровой!! Атаковать то только раза два пытался!!
А чего Деннис натворил знаешь?
А при чём здесь енто? Меня никто не заставляет болеть за определённую команду! У нас некоторые болеют за другие конюшни. На работе все знают, что я за Шуми. Репрессий - никаких.
Хотя в ентом что-то есть - знать что твоя команда на ходу и не самая худшая.
2 lawyer
Думаешь было бы логичнее атаковать и врезаться в железные ограждения? Тогда для него это был бы конец гонки. А так - результат на лицо.
К стати, вы заметили что это уже далеко не первый раз когда Култхард позже всех идет на пит-стоп и проводит там меньше всех?
Это тактика Шумахера!!! не забывайте об этом!!
Ну, Шумахер просто более рискованный, на что иногда и попадается (самый свежий и, к счастью, с более менее нормальным исходом, это гран-при Австрии).
Я имел в виду поздний пит-стоп!!!
Да. Инженеры Макларена, видать, долго тренировались. Результат налицо. Молодцы.
А тактика ента действительно Шумахера.
А шо все то за Феррари то за МакЛарен,за Минарди кто болеть будет,жалко их както.
Эх,если-б не Феррари то ей богу,хоть както
поддерживал бы их,слабых жалко.:-((
А мне Минарди не жалко! Болиды хреновые. Да и команда уже который год участвует в гонках, а результатов - ноль. Для них за счастье гонку закончить.
А кто знает сколько у них всего очков за всё время существования команды?