Молдавской авиации может быть запрещено пересекать воздушное пространство Евросоюза
В опубликованном в пятницу материале газеты "Экономическое обозрение Logos Press" приводится мнение специалистов, считающих, что Орган гражданской авиации (ОГА) Молдовы не способен в полной мере контролировать авиационную безопасность в стране, и ситуация усугубляется.
Говорится о том, что у некоторых действующих и бывших сотрудников ОГА накопился ряд претензий к его директору Раду Безнюку, главная из которых – ненадлежащий контроль в сфере безопасности полетов.
В частности, специалисты в различных технических и эксплуатационных областях гражданской авиации сообщили в газету о том, что за два года руководства Безнюка из ОГА по собственному желанию уволилось 9 инспекторов, в том числе 6 руководителей ведущих подразделений. Их места сегодня, в основном, занимают сотрудники со статусом «исполняющих обязанности».
Однако начальники управлений входят в состав летной сертификационной комиссии, которая решает вопросы регистрации самолетов, выдает разрешение на их полеты, утверждает квалификацию и должность персонала, т.е. курирует все, что связано с безопасностью воздушного движения. Согласно документам, предоставленным изданию, из 6 членов этой комиссии у четырех - статус и.о.: у них есть право подписи, но нет соответствующей квалификации. Мало того, у двоих нет даже профильного образования.
В беседе с корреспондентом газеты руководители управлений (как действующие, так и уволенные и ушедшие по собственному желанию) отметили, что в ОГА сложилась нездоровая обстановка, в связи с чем многие сотрудники не могут выполнять свои прямые обязанности.
«Тормозится процесс контроля безопасности полетов. Инспекции (в т.ч. и авиакомпаний) выполняются нерегулярно и не в полном объеме. На местах базирования молдавских грузовых авиакомпаний (таковых порядка десяти) контроль также оставляет желать лучшего. Ощутима острая нехватка инспекторов, что противоречит требованиям Международной организации гражданской авиации ICAO, а также нормативам Европейского агентства по безопасности в авиации EASA. По непонятным причинам откладываются промежуточные аудиты международных организаций, которые определяют уровень устранения недостатков, выявленных ранее. Чем чаще проходят такие проверки, тем выше надежность воздушного флота, именно поэтому ранее они проводились каждые 3-4 года. Последний аудит EASA в Молдове был проведен в феврале 2013 года, аудит ICAO — в феврале 2014 года. В ситуации, когда инспекции носят неоднозначный характер, многие из специалистов не хотят нести ответственность за возможные последствия. При отсутствии независимости в принятии решений, они не могут гарантировать безопасность полетов и, как следствие, уходят из системы», - пишет газета.
«В результате подобного управления, критерий безопасности полетов молдавских воздушных судов, рассчитываемый EASA, резко ухудшился. Европейское агентство авиационной безопасности рассчитывает свой рейтинг надежности по коэффициенту SAFA, который является итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA). Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам. Из недочетов судна и выводится коэффициент SAFA: чем он выше, тем ниже надежность компании. Критическим порогом считается коэффициент 2.0. Авиакомпании, получившие такую отметку, входят в «красную зону» и попадают под прицел регулярного наблюдения».
По информации «Экономического обозрения Logos-Press» за период 20.01.2017- 19.01.2018 коэффициент Молдовы в рейтинге EASA достиг 1,64 (в начале 2016 года он был на уровне 0,38). Хуже показатели только у некоторых стран латинской Америки, Кубы и Ирана. В странах Европы этот показатель не превышает 0,6, страны Африки редко достигают 1,64. Соответственно, как отмечает издание, в молдавской авиации есть реальный риск быть включенной в «черный список», что может привести к запрету пересечения воздушного пространства Евросоюза.
В то же время, на проблемы в сфере безопасности полетов указывают и события, связанные с авиапроисшествиями молдавской техники. Так, за последний год только у компании «Valan» - две катастрофы: крушение самолета АН-26 в Кот-д’Ивуаре (погибли четверо молдавских пилотов) и недавно разбившийся вертолет Ми-8 в Афганистане (погибли 12 человек, включая 2 членов экипажа). В марте 2017 и июне 2018 в кишиневском аэропорту произошли два инцидента — угроза столкновения двух воздушных судов.