Mold-street: Молдавские политики заасфальтировали национальные дороги обещаниями
27 июня 2018 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил о повторном проведении международного конкурса по отбору новых подрядчиков для ремонта ряда участков молдавских дорог на основе кредитов ЕБРР.
Объем работ, предусмотренных программой Moldova Road Sector Program IV, оценивается в 150 млн евро и, казалось бы, должен привлечь многих желающих выиграть тендер. Тот факт, что этот конкурс проводится повторно, означает, что серьезные фирмы избегают ввязываться в такие контракты, передает mold-street.com
Так, участки дороги R14 Бельцы-Сэрэтены и мост; R9 Сороки-Арионешты и Хынчешты-Леово-Кагул не впервые выставляются на тендер.
Более того: за восстановление этих участков дороги взялись еще два-три года назад крупные иностранные компании, но на трассах по-прежнему полно ям, а у перевозчиков - обещаний, сделанных политиками о европейских дорогах.
Крупнейшая инвестиция ЕБРР в Молдове остается на проектном этапе
Соглашение о финансировании в размере 150 млн евро для этих участков дорог подписали пять лет назад, в конце июня 2013 года, тогдашний премьер-министр Юрие Лянкэ (в настоящее время – вице-премьер и председатель Европейской народной партии) и директор департамента транспорта ЕБРР Сью Баретт в селе Магдачешты на ремонтной площадке участка дороги Кишинев-Сороки на трассе М2.
Юрие Лянкэ тогда заявил, что правительство ожидает, что «эти инвестиции создадут около 1.000 рабочих мест, что приведет к снижению бизнес-расходов и повышению производительности, созданию экономического роста и всеобщему процветанию».
В свою очередь, директор департамента транспорта ЕБРР Сью Барретт отметила, что этот кредит является «самой крупной инвестицией, сделанной до сих пор банком в Молдове».
Кредит ЕБРР должен был быть предоставлен тремя траншами: в 63 млн евро, 40 млн евро и, соответственно, 47 млн евро. Для второго и третьего траншей деньги должны были быть выделены в зависимости от достигнутых успехов.
Обещания и обязательства
Организация тендеров и отбор компаний, которые должны были выполнять работы на этих участках дорог, длились более двух лет, в течение которых делались и другие заявления и обещания.
Так, спустя год с небольшим после подписания Соглашения, в разгар избирательной кампании перед парламентскими выборами, состоявшимися 30 ноября 2014 года, Василе Ботнарь, тогдашний министр транспорта и инфраструктуры дорог и кандидат по спискам ДПМ, пообещал, что в течение следующих трех лет при поддержке Европейского союза будет отремонтировано более 400 км дорог национального значения.
«До сих пор большинство фондов в рамках Восточного партнерства получала Молдова. Только в 2013 году нам удалось заасфальтировать 110 км дорог за счет европейских фондов, а с 2014 года, также при помощи ЕС, мы откроем новые ремонтные площадки. В течение следующих трех лет мы запланировали отремонтировать около 400 км дорог», - обещал Василе Ботнарь.
Первый контракт на выполнение ремонтных работ был подписан только в начале марта 2015 года и предусматривал реабилитацию около 30 км трассы Бельцы-Сэрэтены. Работы должна была выполнить португальская компания АО «MSF Engenharia», которая обязалась в течение двух лет инвестировать 36,3 млн евро - в результате тендера, организованного в соответствии с требованиями ЕБРР.
«В результате внедрения этого проекта через два года граждане получат возможность ездить по хорошей дороге от Кишинева до Бельц. Таким образом, фактически мы даем старт новому ремонту дорог в 2015 году», - сказал министр транспорта Василе Ботнарь.
Согласно контракту, ремонтные работы должны были быть завершены 29 апреля 2017 года, но в начале марта 2017 года Минтранспорта и Государственное дорожное управление (ГДУ) объявили, что на тот момент «работа выполнена только на 7% из-за несоблюдения подрядчиком контрактных обязательств».
На заседании с участием представителей португальской компании и курирующей компании «Louis Berger» Минтранс и ГДУ констатировали «неспособность подрядчика АО «MSF Engenharia» выполнить взятые на себя контрактные обязательства и по соглашению сторон разработан план действий, предполагающий завершение работ в июне 2018 года, что на 14 месяцев позже договорных положений».
План действий выполнен не был, и спустя полгода ГДУ перечислил ряд нарушений, выявленных в выполнении работ по ремонту дороги R14 Бельцы-Сэрэтены.
«В этом контексте небрежное отношение подрядчика к обязательствам, взятым на себя в вышеупомянутом плане, еще раз доказывает неспособность подрядчика выполнить обязательства, взятые в рамках соглашений, заключенных с ГДУ по восстановлению национальных дорог», - говорится в пресс-релизе управления. Однако португальская компания ситуацию не прокомментировала.
К концу прошлого года удалось выполнить только около 30% необходимых работ, при том что компания завезла технику, наладила работу асфальтового завода и лаборатории. Но дорога не готова и по сегодняшний день. Как следствие, через три года после подписания контракта, 6 марта 2018 года, правительству пришлось расторгнуть контракт с португальской компанией, и теперь ЕБРР вынужден объявить о повторном тендере на заключение договора о ремонте дороги.
Обанкротились еще до начала работ
Аналогичная ситуация – и на участках дорог, выставленных на тендер ЕБРР: R9 Сорока -Арионешты и R34 Хынчешты - Леово - Кагул общей протяженностью 114 километров, восстановлением которых должна была заниматься итальянская компания «Serenissima Costruzioni» вместе с болгарами из «PST-Group».
Контракт на сумму около 71 млн евро (около 1,4 млрд леев) был подписан в июне 2016 года, и работы должны были быть проведены в течение двух лет, но итальянская компания так и не принялась за выполнение в Молдове каких-либо работ.
При подписании контракта менеджер по развитию «Serenissima Costruzioni» Марко Марчи уточнил, что если в следующем месяце (июль 2016 года – Прим. ред.) от местных органов власти будут получены все разрешения для начала работ, то восстановление дорог начнется уже в августе.
Уведомления о начале работ по контрактам «Serenissima» были выпущены только 15 декабря 2016 года. Зимой, однако, ни одна компания не начинает работы по реконструкции дорог.
В начале апреля 2017 года либерал, министр транспорта Юрие Киринчук в ультимативной манере потребовал от компании начать ремонтные работы.
Но было уже поздно. «Serenissima Costruzioni» находилась в агонии и через несколько месяцев вступила в процедуру банкротства из-за серьезных финансовых проблем, связанных с выполнением работ по ремонту дорог в Албании. Но до этого владельцы передали компанию небольшой итальянской фирме.
Неплатежеспособность «Serenissima Costruzioni» оставила без денег многих кредиторов из Албании и Италии. Компания является объектом уголовного расследования в Италии и вовлечена в ряд юридических споров в других государствах по поводу незавершения работ по строительству дорог. В то же время появилась информация о предполагаемых связях компании с мафией.
Для Молдовы это банкротство означало более чем двухлетнюю задержку работ по реконструкции 114 км дорог. Государственный секретарь Министерства экономики и инфраструктуры Анатол Усатый в конце прошлого года, говоря об этих дорогах, заявил, что прогресс нулевой. В то же время он отметил, что в случае с участком Сороки-Арионешты дорога, уже переданная компании для проведения работ, стала практически непроходимой, и автомобили ездят по обочине.
«Мы оказали давление на подрядчика, чтобы он провел работы по обслуживанию: латание, уплотнение и выравнивание с уровнем профиля дороги», - сказал чиновник. Представители компании снова отказались прокомментировать создавшуюся ситуацию.
Кто виноват?
Власти считают, что вся вина за неисполнение контрактов на проведение работ ложится на иностранные компании, не выполнившие свои обязательства.
«Прежде чем приступить к работе, подрядчик искал разные схемы вместе с местными проектантами, чтобы изменить проект, увеличить стоимость контракта и тем самым увеличить свою прибыль», - заявил ранее ZDG директор ГДУ Георге Курмей.
Фактически за создавшуюся ситуацию ответственны и молдавские власти. Так, комиссии по оценке оферт по участию в тендерах на заключение контрактов на реконструкцию дорог были созданы приказом министра транспорта и в их состав входили сотрудники Минтранса и ГДУ.
Например, Георге Курмей, нынешний директор ГДУ, был заместителем председателя оценочной комиссии по контрактам на ремонт участков дорог и, естественно, при назначении победителя должен был учитывать и финансовое состояние компании.
Добавим также, что на днях и лидер демократов Влад Плахотнюк выступил с новым обещанием, которое касается как дорог, отремонтированных в рамках программы «Хорошие дороги для Молдовы», так и других.
«Мы попросили правительство следить за качеством всех отремонтированных дорог. Более того, мы потребовали, чтобы там, где будут констатированы отступления от качества, строители были обязаны сделать работу заново, но уже за свой счет», - сказал Влад Плахотнюк.
Вопрос в том, как будут наказаны те, кто вообще не работал и оставил дороги неотремонтированными. Отметим, что в катастрофическом положении находятся и другие национальные трассы, где ремонтные работы начаты еще три-четыре года назад, и до сих пор не выполнена даже половина обязательств.