Если не FIAT: какой автомобиль мог стать первыми Жигулями
Полвека назад, в мае 1966-го был подписан исторический, как говаривали в былые времена, договор СССР-FIAT о строительстве огромного автозавода. Это событие изменило всю автомобильную, а в известной мере и жизнь всей страны. Помимо предприятия на 660 тыс. автомобилей в год, которое поначалу собирались возводить на Украине, построили немало смежных заводов, чья продукция определила новые промышленные стандарты СССР.
Концерн FIAT, а сначала итальянская фирма Новосидер, возглавляемая Пьетро Саворотти, обхаживала СССР еще с 1950-х. В 1955-м с итальянцами чуть было не заключили договор на производство в Союзе FIAT 600. Но в 1960-х на выгодный контракт с СССР претендовали и иные компании. Иностранная пресса тех лет писала о Renault, Ford и даже GM. Но только итальянцы имели опыт проектирования и постройки подобных заводов под ключ. В концерн FIAT в те годы входило около 100 компаний самых разных сфер деятельности.
Политический аспект играл не последнюю, но и не главную роль. Коммунистическая партия была сильна не только в Италии, но и во Франции, которая, кстати, не входила в военный блок НАТО. А ведь Renault была главным конкурентом итальянского ФИАТа в борьбе за симпатии советского правительства. Но в Италии шла всеобщая забастовка (итальянские коммунисты очень не любили FIAT), поэтому стоимость ВАЗа оказалась относительно невысокой. Наконец, французская пресса писала, что итальянцы просто оказались смелее и прямолинейней.
Пока французы искали, как преодолевать возможные трудности, итальянцы решали все вопросы смело и быстро... И, все-таки, каким мог быть новый советский автомобиль, если бы ралли Запад-Москва выиграл не FIAТ? Что мы потеряли, а может, приобрели? Смотрим в картинках.
Volkswagen 411/412, 1968-1974 гг. Длина/база: 4553/2500 мм, задний мотор, трех- и пятидверный хэтчбек, трехдверный универсал, двигатели 1,7-1.8 л, 68-85 л.с., коробки передач механическая четырехступенчатая, автоматическая трехступенчатая, подвески независимые. Самый большой автомобиль в классе с неординарным для 1960-х дизайном и концепцией Жука. Заднемоторная компоновка уже изживала себя, и в 1974-м в производство пошли новые модели. Да и отношения и Германией были в 1960-х не самые теплые.
Ford Escort, 1968-1975 гг. Длина/база: 4051/2400 мм, задний привод, двух- и четырехдверный седан, трехдверный универсал, двигатели 1,1-1.3 л, 44-108 л.с., коробки передач механическая четырехступенчатая, автоматическая трехступенчатая, подвеска спереди независимая, сзади — рессорная. Escort первого поколения приобрел во всем мире огромную популярность. Но, по сравнению с нашими Жигулями, он был компактней и теснее. Да и отношения с США были сложными.
Opel Kadett B, 1965-1973 гг. Длина/база: 4150/2416 мм, задний привод, двух- и четырехдверный седан, трех- и пятидверный универсал, купе, двигатели 1-1.9 л, 40-106 л.с., коробки передач механическая четырехступенчатая, автоматическая трехступенчатая, подвеска спереди независимая, тормоза — дисковые спереди, опция — дисковые не всех колесах. Добротная модель с широкой гаммой кузовов, двигателей и опций. Путь в СССР ей был ни то, что заказан, но… Opel, как и Ford, входил в GM.
Austin 1100/1300 MK II, 1967-1971 гг. Длина/база: 3727/2775 мм, передний привод, пятидверный хэтчбек, трехдверный универсал, двигатели 1-1.3 л (44-68 л.с.), коробка передач механическая четырехступенчатая, подвески независимые гидравлические. Концерн British Leyland тоже претендовал на контракт с СССР, хотя и лихорадил от смены собственников и чехарды модельного ряда. Конструкция Остина была не новая и сомнительная (например, гидравлическая подвеска) для производства и эксплуатации в СССР.
Renault 12, 1964-2000 гг. Длина/база: 4335/2440 мм, передний привод, четырехдверный седан и пятидверный универсал, двигатели 1,3 л, 54-113 л.с., коробка передач механическая четырех- и пятиступенчатая, подвески независимые. Renault самый прогрессивный автомобиль того времени в классе. Хотя и звучат сомнения в том, что в СССР могли бы делать переднериводный автомобиль, Дачии в Румынии это удалось. Позднее Renault сотрудничал с АЗЛК, а триумфально пришел в Россию с Логаном.
Toyota Corolla E10, 1966-1970 гг. Длина/база: 4135/2335 мм, задний привод, двух- и четырехдверные седаны, трехдверный универсал, купе, двигатели 1,1-1.2 л л, 60 —78 л.с., коробка передач механическая четырехступенчатая, автоматическая двухступенчатая. В 1960-е годы никто всерьез автомобили из Японии не воспринимал, несмотря на серьезные конструкции и быстрый рост японской промышленности. Toyota в то время больше нацеливалась на богатый и необъятный рынок США и строительство завода в Европе.
Nissan (Datsun) Sunny В110, 1970-1973 гг. Длина/база: 3830/2300 мм, задний привод, двух- и четырехдверные седаны, трех- и пятидверный универсал, купе, двигатели 1,2-1,5 л, 69 —85 л.с., коробка передач механическая трех-, четырех- и пятиступенчатая, автоматическая трехступенчатая. С этой моделью та же история, что с Тойотой. Кроме того, компания не была готова строить за рубежом, тем более в СССР, гигантский завод «под ключ».
Peugeot 304, 1969-1980 гг. Длина/база: 4140/2595 мм, передний привод, четырехдверный седан, пятидверный универсал, купе, кабриолет, двигатели 1,1-1,3 л, 49 —85 л.с., коробка передач механическая четырехступенчатая. Как и Renault, передовая и очень интересная модель. Компания одна из немногих оснащала автомобили такого класса дизельными двигателями, но на огромный зарубежный проект фирма просто была не способна. Кроме того, передний привод вызывал у многих наших специалистов скепсис.
FIAT 124, 1966-1974 гг. Длина/база: 4042/2420 мм, задний привод, четырехдверный седан, пятидверный универсал, двигатели 1,2-1,6 л, 60 —110 л.с., коробка передач механическая четырехступенчатая. Звание «Автомобиль года» итальянский автомобиль получил в 1966-м, в общем-то, вполне заслуженно. Он не блистал техническими откровениями, но был просторным, достаточно динамичным, вполне добротным. В общем, «много автомобиля за небольшие деньги» — то, что и было нужно СССР.
ВАЗ-2101 Жигули, 1970-1983 гг. Длина/база: 4073/2424 мм, задний привод, четырехдверный седан, пятидверный универсал, двигатели 1,2 л, 62 л.с., коробка передач механическая четырехступенчатая. Советский автомобиль вовсе не копия итальянского. Самое главное отличие — более современный верхневальный мотор (у ФИАТа — нижневальный). Кроме того, советские конструкторы — а вскоре и итальянцы — отказались от задних дисковых тормозов, усилили кузов и подвеску, изменили детали кузова.