10 лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2015
«Дипан»
режиссер Жак Одиар
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» — фильм об эмигранте с острова Шри-Ланка, сыгранном эмигрантом с острова Шри-Ланка. Как и его герой Дипан, Джесутасан Антонутасан был участником боевых действий, но во Франции стал не дворником, а писателем и актером. Еще одна (после «Пророка») мощная история чужака, вынужденного принимать условия совершенно новой среды — пока не начинающего диктовать ей свои.
«Кэрол»
режиссер Тодд Хейнс
Экранизация романа Патриции Хайсмит, женская версия «Талантливого мистера Рипли»: девушка из простых, продавщица большого универмага, в канун 1953 года встречает женщину из аппер-мидл-класса, переживающую мучительный развод с мужем и раздел ребенка. Еще задолго до «Безумцев», в картине «Вдали от рая» (2002), Тодд Хейнс придумал населять уютный техниколоровский мирок ретрокинематографа героями противоречивых пристрастий и чувств. Как ни парадоксально, новое кино у него получилось о семейных ценностях — просто семья немного другая. Совершенно невероятную работу Кейт Бланшетт, старшую из женщин, жюри проигнорировало, зато наградило младшую — Руни Мару, сыгравшую сосредоточенную продавщицу, почти до самого конца не понимающую, чего она хочет в жизни.
«Новейший завет»
режиссер Жако Ван Дормель
Бельгийский режиссер Ван Дормель, известный российской публике по фильму «Господин Никто», снял бурлеск о патриархальном дискурсе, в центре которого — семья натурального авраамического Бога, вздорного эгоиста, десятилетняя дочь которого хочет уйти в большой мир и устроить все по справедливости. Весь фильм — серия гэгов, визуальных анекдотов, построенных вокруг метафоры божественного компьютера: переполох начинается, когда каждый из живущих получает эсэмэс с датой своей смерти. Роль одного из апостолов «Новейшего завета» сыграла Катрин Денев, героиня которой, узнав свой срок, прогоняет мужа и заводит роман с гориллой из цирка-шапито.
«Эми»
режиссер Асиф Кападиа
Еще один фильм в череде рокьюментари, сделанных на материалах домашних видео, до поры до времени никому не нужных. Но в центре его Эми Уайнхаус, существо с особой пластикой и обаянием — наблюдать за ее саморазрушением одновременно и очень интересно, и очень грустно.
«Сказка сказок»
режиссер Маттео Гарроне
Вольная адаптация старых европейских сказок, записанных неаполитанцем Джанбаттистой Базиле задолго до Шарля Перро и братьев Гримм. Сам Гарроне, создавший в этом фильме галерею завораживающих кадров, говорит, что у него получилось кино о трех возрастах женщины: три новеллы, три сюжета, три царства — в одном старуха по волшебству становится молодой и покоряет короля, в другом королева зачинает от морского дракона и пытается разлучить сына с его братом от другой матери, в третьем принцессу по недоразумению выдают замуж за орка. Детям от таких сказок стоит держаться подальше.
«Молодость»
режиссер Паоло Соррентино
Заранее можно было опасаться повторения «Великой красоты», только с международными звездами — на постере тот же пожилой герой в поисках утраченного времени, — но «Молодость» получилась хоть отчасти и похожей, но по факту совсем другой: еще более сновидческой, насыщенной лишь косвенно связанными с основным сюжетом образами. Герой Майкла Кейна, дирижер и композитор на пенсии, встречается в швейцарском санатории со своим старым другом-режиссером, который все еще пытается оставаться в игре и пишет сценарий своего magnum opus. Два типа старости, два типа сожаления о прошлом — и галерея второстепенных персонажей, у каждого из которых есть отдельный сюжет.
«Кладбище великолепия»
режиссер Апичатпонг Вирасетакул
Завоевавший в 2010-м с «Дядюшкой Бунми» «Золотую пальму» режиссер и художник из Таиланда вернулся в Канны не в главный, а в параллельный конкурс — в «Особый взгляд», где когда-то победил со своим дебютом «Благославенно ваш» (2002). Главная героиня нового фильма — хромоногая женщина, которая ухаживает за спящими солдатами в военном госпитале, построенном на месте древнего кладбища королей. Вирасетакул говорит, что спать на его фильмах не возбраняется, но на этом заснуть скорее всего не получится — это сновидение наяву, которое ни на минуту не заставляет скучать.
«Сокровище»
режиссер Корнелиу Порумбойю
Как и Вирасетакул, румынский режиссер Порумбойю (некогда — лауреат каннской «Золотой камеры» за лучший дебют) снял свой самый простой, ясный и остроумный фильм с неожиданно сильной развязкой: два соседа, один из которых глубоко в долгах, едут в старый деревенский дом банкрота, чтобы найти сокровище, якобы спрятанное в саду незадолго до национализации. Как и всегда у Порумбойю, в их стройный план вмешиваются новые люди и обстоятельства, создающие не только саспенс, но и комический эффект.
«Лобстер»
режиссер Йоргос Лантимос
Англоязычный дебют греческого режиссера-философа («Клык», «Альпы»), исследующий идею существования в паре и снятый с участием известных актеров от Колина Фаррелла до Рэйчел Вайс, от Джона Си Райли до Бена Уишоу. В недалеком будущем люди, по какой-то причине оставшиеся без пары, направляются в санаторий, где им надо за короткий срок или вступить в новые отношения или пережить превращение в любого животного по собственному выбору (главный герой, например, хочет стать лобстером). Абсурдные реплики у Лантимоса произносятся абсолютно ледяным отстраненным тоном, а общепринятые нормы подвергаются серьезной ревизии.
«Асфальт»
режиссер Самюэль Беншетри
Эксцентрическая комедия Самюэля Беншетри — самый неожиданный фильм внеконкурсной программы и однозначно лучшая роль в карьере Майкла Питта, играющего твердолобого американского астронавта, который приземлился на крышу многоквартирного дома в неблагополучном спальном районе, кажется, на окраине Парижа. Впрочем, его отношения с добродушной арабской тетушкой, не знающей английского — лишь одна из сюжетных линий: в других актриса-алкоголичка в исполнении Изабель Юппер сближается с юным соседом, а толстяк-эгоист на инвалидной коляске пытается покорить сердце нервной медсестры.