Столичный мэр раздает либералам прибыльные автобусные маршруты
Дорин Киртоакэ приватизировал право на пресс-конференции, потворствует рейдерской атаке на общественный транспорт и постоянно врет. В этом его обвинили муниципальные советники.
Во вторник, 21 октября, продолжилось внеочередное заседание столичного муниципального совета. И на этот раз не обошлось без шумных скандалов и взаимных обвинений. Главными зачинщиками был мэр Дорин Киртоакэ и советник Виктор Гурэу.
На прошлой неделе заседание МСК было прервано после жарких дебатов вокруг кредита ЕБРР в 22 миллиона евро на реконструкцию трех главных улиц столицы. В отчете следственной комиссии совета говорилось о том, что тендер был проведен с нарушениями законодательства страны и устава ЕБРР. По мнению членов комиссии, румынская компания «Delta ACM-93» незаконно победила в конкурсе.
«Аукцион был сфальсифицирован, - возмутился тогда советник Виктор Гурэу. - В данном случае мы имеем дело с уголовными статьями об извлечении выгоды из влияния, об укрывательстве экономического агента, о фальсификации первичных документов и о коррупции. Нас беспокоят нарушения, с которыми проводятся госзакупки в Кишиневе. Дальше пусть разбираются правоохранительные органы».
Киртоакэ, в свою очередь, не согласился с выводами комиссии, обвинил советников, отказавшихся дать согласие на получение гранта, в отсутствии патриотизма и обещал подать на них в суд для возмещения размера кредита. Ни на один из заданных вопросов мэр не ответил. Обстановка накалилась до предела, и было решено прервать заседание. Заработав по две тысячи лей за несколько часов безрезультатных споров, советники разошлись.
В прошедший вторник на заседании МСК перепалка продолжилась. Мэр возмутился пресс-конференцией, которую провели накануне председатель и секретарь следственной комиссии Вячеслав Булат и Виктор Гурэу. «Зачем вы рассказали журналистам о своем мнении по поводу проведения тендера? Кто дал вам на это право?», - эмоционально давил Киртоакэ.
«Во-первых, это мнение членов комиссии, в которую вошли представители всех фракций совета, в том числе и либеральной, - отреагировал Булат. – Во-вторых, мы хотели поставить общественность в известность о том, что происходит в мэрии. Никто не против этого проекта. Он полезен и долгожданен, поскольку улицы в плачевном состоянии, однако процедуру необходимо проводить корректно в соответствии с законодательством. Европейский банк доверял мэрии, но мы обнаружили отклонения от законодательства. Поэтому отправим ему этот отчет, а решение - продолжить или нет проект - примет ЕБРР. У нас по прошедшему тендеру к вам было много вопросов, и мы хотели услышать ответы».
Мэр помахал перед советниками кипой страниц, заверяя, что в них даны ответы на все вопросы. Затем он начал читать текст со скоростью, которой могли бы позавидовать лучшие дикторы, и не только нашей страны. Поскольку ничего не было понятно из того, что зачитывал Киртоакэ, в том числе и на ломаном английском, одни советники стали переговариваться между собой, другие приложились к мобильникам, третьи вышли в коридор. Когда Киртоакэ завершил свою «скоговорку», как выразился один из советников, единогласно было принято решение отложить обсуждение этого вопроса, дав возможность фракциям ознакомиться с сутью ответов и высказать свои замечания.
Следующим вопросом, вызвавшим яростные споры, стало обсуждение стратегии развития городского транспорта на ближайшее десятилетие. Документ предусматривает реконструкцию дорожной инфраструктуры, внедрение системы электронных проездных в общественном транспорте, оснащение GPS единиц общественного транспорта, обновление автобусного и троллейбусного парков и т.д..
Представляя документ, руководитель управления транспорта Игорь Гамрецки заявил, что для реализации стратегии в последующие 10 лет необходимо 220 миллионов евро.
Автор документа Виктор Гурэу призвал советников проголосовать за стратегию, которую мэр и его подчиненные около года намеренно блокируют с целью создания благоприятных условий для коррупции, злоупотребления властью и захвата системы общественного транспорта в столице.
«Неправда, мы пять раз выносили на обсуждение в мунсовет этот проект», - начал оправдываться Дорин Кироакэ.
«Когда вы перестанете врать? – возмущенно прервал его Гурэу. – Каждый раз мы ловим вас на лжи. Мы неоднократно настаивали на включение этого вопроса в повестку дня, и вы только сейчас под нашим давлением согласились представить документ».
По мнению советника, в этой сфере отсутствует транспарентность. «Фактически мы имеем дело с рейдерской атакой на городской автобусный парк, - сказал Гурэу. - Есть нарушения на уровне договорных соглашений с экономическим агентом, который поставляет автобусному парку транспортные единицы. Закупка топлива также происходит без публичного тендера и из одного источника. А в июле под предлогом дублирования транспорта в столице началось исполнение сценария расхищения публичного имущества, что привело к хаосу. Как обычно происходит в Молдове - взбалтываем воду, чтобы потом в мутной воде поймать золотую рыбку».
Дорин Киртоакэ отверг обвинения в коррупции и рейдерской атаке на автопарк. «Никто это предприятие и автобусы продавать не собирается, - оправдывался мэр. – Мы лишь продаем экономическим агентам муниципальные маршруты».
Слова градоначальника вызвали дружный смех в зале. «Вы раздаете по своему усмотрению физическим лицам лучшие маршруты и утверждаете при этом, что в мэрии отсутствует коррупция и конфликт интересов?», - спросил один из советников. Мэр на этот вопрос предпочел не отвечать.
Виктор Гурэу и другие члены КМС обвинили Дорина Киртоакэ и Игоря Гамрецкого в покровительстве советнику- либералу Юрие Топалэ, который администрирует автобусный маршрут №23 - один из самых прибыльных в столице.
Замена старых «Икарусов»-гармошек на «новые» развалюхи «Вольво» из Норвегии на маршруте №23 сразу же вызвала недовольство пассажиров. Автобусы явно не предназначены для перевозки пассажиров на самом востребованном маршруте. В часы пик вместимость машин не позволяет всем желающим втиснуться в салон. А вместительные сочленённые «Икарусы» в это время перевозят воздух на восстановленных маршрутах №№19 и 26, последний вообще дублирует троллейбусные маршруты.
Муниципальный автобусный парк, по мнению советников, сознательно ведут к банкротству, отдавая самые прибыльные маршруты частным транспортным фирмам. Те устанавливают свои правила перевозки пассажиров, на которые мэрия воздействовать не может. Наша газета рассказала о том, что фирма Юрие Топалэ «Ruta-Prim», получившая в администрирование маршрут №28 в Грэтиешть, установила свой график движения, предусматривающий двух-трехчасовые перерывы. По выходным и праздничным дням автобусы этого маршрута могут вообще не выходить на линию. Расписание движения на остановках отсутствует. Пожилые жители коммуны не раз обращались в нашу редакцию с жалобой, что водители отказываются брать их на остановках в селе, чтобы довезти до магазина. «Это что за мода такая – ездить в магазин на автобусе!», - возмущенно отреагировал на наш звонок руководитель фирмы. Это не помешало, кстати, ему подать в суд на мэрию, требуя вернуть фирме в качестве компенсации за перевозку льготных пассажиров свыше 10 миллионов лей. На вопросы советников Киртоакэ ответил, что все равно Топалэ молодец и помогает нормальному функционированию транспортного движения в городе.
Стратегия вызвала среди советников серьезные споры, длившиеся несколько часов. Как сообщил мэр, она предусматривает три категории движения транспорта: с большой скоростью, троллейбусы и автобусы, и маршрутки. «Для первой категории придется реконструировать ряд улиц, - сказал Киртоакэ. – К примеру, улицу Вадул луй Водэ».
«Ее же два года назад капитально отремонтировали, затратив миллионы лей», - заметил советник Игорь Лупулчук. «Тогда еще не было этой стратегии», - парировал мэр, утверждавший до того, что проект документа разрабатывался в течение 3-5 последних лет.
Документ, разработанный немецкой и румынской компаниями, предусматривал затраты в размере 220 миллионов евро на реализацию всех пунктов. Киртоакэ заявил, что часть средств поступит из городского бюджета, остальная – из зарубежных кредитов и грантов. На каких условиях заграница даст нам деньги? Градоначальник ответил, что не знает, но «они будут выгодными». Для кого: для мэра и его подчиненных или для всех горожан?
После длительных дискуссий было решено утвердить документ как базовый. Советники исключили из него пункт о внедрении системы электронных проездных в общественном транспорте.
МСК одобрил создание наблюдательного совета для мониторинга реализации программы стратегии, которую в течение 30 дней должно разработать управление транспорта мэрии. В совет вошли семеро советников: Виктор Гурэу, Георге Некоарэ и Михаил Гарев от фракции ПКРМ, Олег Черней и Ион Стратулат от ЛП, Игорь Кэлин от ЛРП и Геннадий Иващенко от ЛДПМ.
Советник Игорь Кэлин в эфире одного из молдавских телеканалов рассказал о том, что мэрия сознательно ведет городской автобусный парк к банкротству, отдавая прибыльные маршруты частным фирмам. «Затем для покрытия убытков будет взят кредит в банке, который автобусный парк не сможет вернуть, кредиторы заберут в качестве компенсации имущество и территорию парка и продадут по бросовым ценам нужным людям, - сказал советник. – Таким образом, все автобусные муниципальные маршруты перейдут в частные руки».