1240

ЕС отдаст Молдавию Румынии, а та — местным дегенератам

«С разгулом „демократии“ пора заканчивать. Пора устанавливать авторитарную власть»


В последнее время все больше аналитиков, журналистов, блогеров и даже политиков рассуждают о том, какие коалиции могут управлять Республикой Молдова после грядущих выборов, пишет Tribuna. Такая проблема возникла в связи с тем, что практически никто не верит, что в Молдавии есть партия, способная в одиночку создать будущее руководство. Принимая во внимание такие обстоятельства, поразмыслим на эту тему и попытаемся посмотреть, какие коалиционные формулы возможны после выборов.

Вариант первый — коалиция Партии коммунистов (ПКРМ) и Демократической партии (ДПМ), продолжает Tribuna. Опросы показывают, что ПКРМ может набрать порядка 30% голосов избирателей, а ДПМ — примерно 10%. Вместе с тем, обе партии могут получить немало мандатов в результате перераспределения, тем более, если в парламент не пройдет больше четырех формирований. Если остальные два будут правыми или правоцентристскими (ЛДПМ и ЛП), то шансы подобной коалиции возрастут еще больше. Ввиду отсутствия других политических игроков левого или центристского толка, ДПМ окажется для ПКРМ практически единственным потенциальным партнером после выборов и сможет заставить коммунистов пойти на многие уступки, что и повысит шансы подобного «политического брака». Однако, скорее всего, возможная коалиция ПКРМ-ДПМ наберет достаточно голосов только для простого большинства, но никак не для избрания президента (для избрания молдавского президента необходим 61 из 101 голосов в парламенте — прим. ИА REGNUM), которое предстоит примерно через полтора года после парламентских выборов.

Второй вариант — коалиция ПКРМ-ЛДПМ, пишет Tribuna. Теоретически подобная коалиция возможна. Однако на практике между двумя партиями слишком большие разногласия во мнениях и программных принципах, ведь ЛДПМ — явно проевропейская партия, а ПКРМ в последние годы открыто выступала против действий властей, направленных на европейскую интеграцию страны, и ратовала за евразийскую интеграцию Республики Молдова. В случае создания подобной коалиции у нее будет достаточно голосов не только для управления страной, но и для избрания нового президента по истечении срока мандата Николая Тимофти. Отметим, что, судя по опросам, ЛДПМ может набрать на выборах 18-20% голосов.

Третий вариант — коалиция ЛДПМ-ДПМ-ЛП, продолжает Tribuna. «Воссоздание» Альянса за евроинтеграцию возможно, если верить итогам опросов, согласно которым Либеральная партия может набрать 6-7% голосов. Вместе с совокупным результатом ЛДПМ и ДПМ — 30% — эти проценты могут обеспечить преобладание демократического проевропейского выбора над выбором в пользу коммунистов. Более того, на благо этих трех партий пойдет и перераспределение мандатов, которые останутся нераспределенными после выборов. Их разделят на четыре, поэтому эта потенциальная коалиция получит три из каждых четырех оставшихся мандатов. Это станет настоящим вызовом для ЛДПМ, ДПМ и ЛП, если им удастся преодолеть прошлые проблемы и разногласия, которые были между ними, в том числе во время совместного управления страной.

Вариант четвертый — коалиция ПКРМ с другими партиями левого толка, пишет Tribuna. Некоторые социологи и аналитики допускают, что такие партии левого толка, как Партия социалистов (ПСРМ), «Парус» Ренато Усатого (партия «Парус» не получила регистрации в Минюсте до даты старта предвыборной кампании — 15 сентября — и, следовательно, не сможет самостоятельно принять участия в выборах — прим. ИА REGNUM) и Партия регионов могут образовать неформальный блок, который способен набрать на выборах достаточно хороший результат. Сообщения о дискуссиях, которые ведутся на этот счет, появляются все чаще. Если это произойдет, то нельзя исключать ни сценарий, по которому будущую правящую коалицию сформируют коммунисты и представители других партий левого толка. Если эти партии пойдут на выборы самостоятельно и даже если одна из них пройдет в парламент, то создание такой левой коалиции окажется довольно-таки сложным, ведь у нее будет минимальное число мандатов, а это сделает ее крайне хрупкой и нестабильной.

Ни для кого не секрет, что порой уже на финишной прямой предвыборной кампании происходят определенные изменения, продолжает Tribuna. А это означает, что не исключено, что данные задачи, возможно, изменятся. Однако в настоящее время, по всей видимости, других вариантов развития ситуации после выборов не существует, подводит итог издание.

В предвыборный период экспертное сообщество пускается в традиционную корпоративную забаву — гадание на собой же производимой аналитической гуще: кому, с кем и в каком блоке предлагать себя избирателю, и предлагать ли, пишет «Пульс». Некоторые позволяют себе проявлять обиду на формирования и отдельных политиков, не принюхивающихся к соответствующим рекомендациям. Чтобы затем, кстати, с высоты уже обнародованных результатов великомудро отметить: а я, мол, предупреждал…

То есть не удивляет, что нечто подобное имеет место и сейчас в Молдавии, продолжает «Пульс». И давно уже перед выборами это происходит. Причем зачастую молдавскому избирателю искренне начхать на все виртуальные модели союзов, выстраиваемые сермяжными политическими мыслителями. Похоже, где-то на уровне печенки обобщенный молдавский гражданин понимает: аналитики эти не столько анализируют реальность, сколько пытаются ее откорректировать по своему усмотрению и интересу. Отсюда и разница — временами полярная — в анализах, равно как и их несоответствие мнениям, выражаемым обществом.

А для молдавского избирателя характерно, что единые предвыборные образования он воспринимает как клоаку, пишет «Пульс». Задуманную только для одной понятной, но не благородной цели: получить побольше голосов, как можно эффективнее сняв с себя ответственность за втюханные обещания. И если обещания не исполняются (а чтобы убедиться в этом, не требуется вооруженного глаза), тут, как в анекдоте про групповуху, можно соскочить: «Кто не исполнил? Это не мы, это они, партнеры!» Так почти без исключений было со всеми предвыборными блоками на молдавском политическом поле начиная с 1994 года. В основном предвыборные союзы создавались для того, чтобы распасться после выборов. Иногда вслед за этим создавались иные марьяжи — поствыборные — и они нередко были гораздо более живучими и эффективными.

Сегодня, когда на повестку академических дискуссий выносится вопрос об участии либо неучастии ДПМ и ЛДПМ общим блоком в выборах, нас с вами, каждого избирателя в отдельности, держат за идиотов, приучая к мысли о разности данных политформирований, продолжает «Пульс». В телевизионном, виртуальном и печатном пространстве высказываются гигабайты аргументов «за» и «против» предвыборного объединения ДПМ и ЛДПМ, где каждый символ направлен на то, чтобы укоренить в сознании избирателей разность данных политформирований. Объединиться могут только те, кто пока не составляет единого целого — нам говорят. И нас убеждают и принуждают к тому, что мы должны понимать и привыкнуть: ДПМ — это не ЛДПМ, и наоборот! Вот! Вот только в этом и есть смысл рассуждений о вероятности/невероятности соответствующего союза. Но от этого сам их союз — не нами, а ими задуманный и выпестованный — пока никуда не исчез!

У этого союза есть название — «Коалиция проевропейского правления», а раньше он назывался «Альянсом за евроинтеграцию», пишет «Пульс». Кто из записных провластных аналитиков сейчас об этом способен упомянуть? Нет таких? Нет, потому что такое упоминание в одну упряжку связывает всех, кто правил последние пять лет. А если их связать, если не забывать, что они «альянс тире коалиция», то значит, что олигарх и первый вице-председатель ДПМ Плахотнюк — такой же молдавский сигаретный контрабандист, как Филат. А Филат — кукловод и автор тупых, но действенных рейдерских захватов. Скупка сельхозземель на сомнительным образом полученные от государства и коммерческих банков деньги, захваты собственности, хищения, свальное подчинение судебной системы — все эти достижения в равной, в одинаковой, в соучастной доле принадлежат им всем.

Все, без исключения, представители соответствующих партий в парламенте, правительстве и надзирающих структурах, включая назначенного ими на роль «немой утки» Тимофти и румынского хранителя молдавской конституции Тэнасе, — все они должны восприниматься едино, продолжает «Пульс». Всё их пребывание в законодательной, исполнительной и судебной ветвях Молдавии было направлено все прошедшие пять лет на поощрение и содействие беззаконию друг друга. Вот это и есть союз, это есть блок, одна общность, каковой ее и следует воспринимать! Логика в этом абсолютно элементарная и бесспорная: делили вместе власть, пусть делят и ответственность за результаты. Следует ли им идти на выборы блоком? А то! Сами не пойдут — мы их потащим! — подводит итог издание.

Идеальных кандидатов, за которых можно было бы голосовать не глядя, на ноябрьских выборах как всегда, нет, пишет «Панорама». Опять придется выбирать меньшее зло. Альянсы после выборов могут быть самые разные: реинкарнация нынешней проевропейской триады ЛДПМ+ДПМ+ЛП, широкая коалиция национального согласия ПКРМ+ДПМ+ЛДПМ, с возможным подключением и других фракций, левоцентристская коалиция ПКРМ+ДПМ, к которой могут присоединиться и социалисты, союз ПКРМ+ПСРМ+Усатый, «арбуз» ЛДПМ+ПКРМ (намек на партийные цвета — зеленый у ЛДПМ и красный у ПКРМ — прим. ИА REGNUM)…

Можно долго обсуждать личные качества и общественные программы разных электоральных конкурентов, спорить о маленькой молдавской политике и большой международной геополитике, продолжает «Панорама». Но главная причина всех тех настроений, которые мы переживаем, ― духовная. ЕС отказался от христианских корней европейской цивилизации, а теперь пытается вырвать их и на канонической территории Русской Православной Церкви. Задача, которая поставлена перед ныне правящей коалицией, ― сломать цивилизационный код молдаван, заставить их забыть о своих живых корнях, прельстившись гламуром и комфортом либерально-демократического морга. Эту власть нужно поменять, потому что она духовно убивает собственный народ.

Либеральная демократия в больших дозах не просто вредна, она опасна, пишет «Панорама». Выборы не устранят эту опасность, но дают шанс на то, чтобы хотя бы уменьшить ее. С разгулом «демократии», которая отчуждает народ от власти, пора заканчивать. Пора устанавливать авторитарную, но справедливую, по-настоящему народную власть.

Политика «Восточного партнерства» ― это фундаментальная ошибка ЕС, продолжает «Панорама». Она породила порочную, однобокую «ассоциацию» с «фокусными государствами», чьи власти почему-то называют происходящее «европейской интеграцией». Результатом такой политики стали холодная война между Западом и Россией, «горячая» война на Украине, ее территориальный развал, разгул русофобии и еврофобии, санкции и антисанкции.

Некоторые идеалисты говорят, что сама по себе евроинтеграция ― неплохая вещь, но у нас ее извращенно имплементируют, а вот если ее правильно внедрять, то все будет хорошо, пишет «Панорама». Не будет ничего хорошо. Евроинтеграция ― это чисто геополитический, антироссийский проект, из-за которого началась война на Украине и может начаться война в Молдавии. Не может быть хорошим проект, из-за которого ведутся войны. Это начали понимать даже в Брюсселе. Нужно было убить тысячи украинцев, чтобы евробюрократы, на руках которых их кровь, прозрели.

Молдавия может сохранить свои суверенитет и независимость, реинтегрироваться с Приднестровьем (Молдавия не может «реинтегрироваться» с Приднестровьем, поскольку провозглашенная на год раньше «Республики Молдова» Приднестровская Молдавская Республика никогда не входила в ее состав — прим. ИА REGNUM) и эффективно развиваться только в союзе с Россией, продолжает «Панорама». Это не означает союз против ЕС, Румынии или Запада в целом. Это однозначно предполагает сохранение нейтралитета и отказ от вступления в НАТО, хотя ломиться в Таможенный и Евразийский союзы совсем не обязательно. Можно взять тайм-аут на несколько лет, а потом провести референдум.

Россия признает молдаван как народ, Румыния не признает, Западу все равно, пишет «Панорама». То, что сделали на этой территории российская, а затем советская власть ― перевели молдаван из средневековья в современность, ― уже никто не сделает. Российская и советская империи занимались развитием окраин, европейская империя этим заниматься не будет. Если бы в Кишинев пришла германская администрация, с этим еще можно было бы как-то смириться. Но ведь не придет. ЕС отдаст Молдавию на аутсорсинг Румынии, а та — местным дегенератам из Колоницы (пригород Кишинева, известный тем, что является родным селом лидера Либеральной партии Молдавии Михая Гимпу — прим. ИА REGNUM).

Бухарестские политики говорят о грядущем новом «Великом объединении» в 2018 году, продолжает «Панорама». Нынешняя кишиневская власть синхронно работает в этом же направлении. Только так можно объяснить обещание Филата привести Молдавию в ЕС к 2020 году. Иначе, как через объединение с Румынией, это сделать невозможно. Новый председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что при его мандате расширения ЕС не будет. Этот мандат завершается в 2019 году. В очереди на вступление в ЕС стоят Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Сербия, Черногория. Примут ли их в ЕС при следующей Еврокомиссии, неизвестно, но Молдавия в 2020 год никак не вписывается. Объединение с Румынией позволяет перепрыгнуть через все эти этапы и формальности. Молдавия превратится в страну 404, но зато будет в ЕС.

Если рассматривать с этой точки зрения партии, у которых есть шансы пройти в парламент, то две, отсекаются сразу, пишет «Панорама». ЛДПМ — ударная сила «евроинтеграции», ЛП — тупой унионистский проект. Чем меньше эти две партии возьмут на выборах, тем лучше.

ПКРМ продолжает оставаться самой крупной силой, отстаивающей молдавскую государственность, продолжает «Панорама». Подождем опубликования официальной предвыборной программы этой партии. У коммунистов идеология всегда была сильнее списка. Посмотрим, как будет на этот раз. ПКРМ не может быть проевропейской и непророссийской. Это партия советских людей в лучшем смысле этого слова, а евроинтеграция ― это антисоветский проект. В связи с этим продолжаем ждать свежего фотоснимка Владимира Воронина с Владимиром Путиным. Хотя ПКРМ возьмет относительное большинство, но сама править все равно не сможет. Но если не будет создан АЕИ-3, эта партия станет ключевым участником любой другой коалиции.

ДПМ — лояльный участник нынешней правящей команды смерти, пишет «Панорама». Но геополитика ее мало волнует. Ее взгляды похожи на кредо «партии бабла», которую свергли в феврале в Киеве: «Украину должны грабить украинцы». Сегодня «левоцентристская» коалиция ДПМ с ПКРМ выглядит как наиболее вероятный итог выборов. Посмотрим. Будет полезно, чтобы в новый парламент прошли партии Игоря Додона и Ренато Усатого. Если эти две партии вместе возьмут столько же, сколько ПКРМ, это будет просто идеально. Но маловероятно. Опять же, посмотрим, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUMПартия коммунистов, придя к власти в Молдавии в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии, уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка. В 2003 году лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела еще более ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна БэсескуВиктора Ющенко и Михаила Саакашвили, заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. В ходе второго президентского срока Воронина Молдавия резко интенсифицировала сотрудничество с НАТО, подписав в 2006 году Индивидуальный план действий Молдавия — НАТО (IPAP) и заявив устами тогдашнего спикера парламента от ПКРМ Мариана Лупу о намерении стать частью пространства НАТО, а устами министра иностранных дел и европейской интеграции Андрея Стратана — о желании видеть НАТО посредником в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта и о необходимости вывода российских «оккупационных» войск из Приднестровья. На резкую антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло существенный урон экономике Молдавии. Потеряв власть в 2009 году, Партия коммунистов опять вернулась к пророссийской риторике, снова заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на этот раз — в рамках Таможенного союза. В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык — молдавский. В марте 2013 года лидер ПКРМ Владимир Воронин вернулся к «евроинтеграционной» риторике, заявив, что курс страны на «европейскую интеграцию» «не обсуждается» и будет продолжен и в случае возвращения коммунистов к власти. В то же время вопрос о присоединении к Таможенному союзу России-Белоруссии-Казахстана, по его словам, может быть решен только в ходе всенародного референдума.


Молдавия — Румыния: «Борьба Понты с Бэсеску продолжится уже на молдавском электоральном поле»

Премьер-министр Румынии и кандидат №1 в будущие президенты Виктор Понта, выступая на партийном форуме в Алба-Юлии, объявил «второе великое объединение румынских земель» своей главной целью в случае победы на президентских выборах 2 ноября, пишет Noi. Повторение «великого объединения», по его словам, должно состояться к 2018 году.

До сих пор главным румынским «унионистом» считался действующий президент Траян Бэсеску, продолжает Noi. Еще год назад, в преддверии саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, он объявил, что объединение с Молдавией теперь является следующим, третьим по счету фундаментальным проектом Румынии (первыми двумя были вступление в НАТО и Евросоюз). Виктор Понта в этом вопросе всегда проявлял умеренность. И год назад даже раскритиковал Бэсеску, назвав заявление президента о третьем фундаментальном проекте «безответственным популизмом». А тут вдруг сам перехватил у Бэсеску «знамя унионизма», провозгласив себя главным собирателем румынских земель.

Политологи объясняют эту трансформацию, в первую очередь, приближающимися президентскими выборами в Румынии, пишет Noi. После того, как в ноябре прошлого года Бэсеску объявил о своем «третьем проекте», социологические опросы, проведенные в конце декабря 2013 года, продемонстрировали рост рейтинга президента Румынии на волне объявленной им унионистской кампании. Если в 2010-2011 гг. Траян Бэсеску не мог преодолеть 10-процентного рубежа доверия жителей страны, то в декабре 2013-го его рейтинг вырос до 25%. Значит, идея «Великого объединения» достаточно популярна в румынском обществе и грех было бы ею не воспользоваться для упрочнения собственного имиджа.

Кроме того, по некоторым данным, за последние годы румынское гражданство получило около 400 тыс. молдаван, продолжает Noi. Все они — потенциальные избиратели (при этом в румынских выборах участвуют порядка двух тысяч молдавских граждан Румынии, представляющих, в основном, наиболее активную часть прорумынски настроенного электората Молдавии — прим. ИА REGNUM). То, что мал молдавский золотник, да дорог, продемонстрировали еще президентские выборы 2009 года. Тогда Траян Бэсеску с минимальным перевесом (50,37% против 49,63%) во второй раз стал президентом Румынии. Так что можно с полным основанием утверждать, что именно молдавские участники избирательного процесса (а в Молдавии рейтинг румынского президента, несмотря на катастрофическое падение популярности на родине, всегда был высоким) обеспечили Бэсеску недостающие десятые проценты голосов.

Поэтому неудивительно, что Виктор Понта в последнее время так активно «окучивает» небольшой молдавский электоральный надел, пишет Noi. То газопровод открывает и обещает обеспечить Молдавию дешевым альтернативным газом (правда, с момента открытия газопровода Яссы-Унгены прошел почти месяц, а румынского газа, как не было, так и нет). То выделяет средства на модернизацию молдавских дошкольных учреждений. То вот теперь обещает молдавской части румынского электората к 2018 году принять Молдавию в «материнские» объятия Румынии. Под своим чутким президентским руководством.

Вторая причина унионистской активности действующего премьер-министра Румынии — продолжающаяся борьба с Траяном Бэсеску, которая теперь может выйти на новый уровень, продолжает Noi. Уже на молдавском электоральном поле. Траян Бэсеску, чей второй президентский мандат истекает 21 декабря 2014 года, объявил, что свой последний, «прощальный» визит в качестве президента страны хочет нанести в Молдавию. И попросить у президента Тимофти молдавское гражданство: с учетом того, что сотни тысяч граждан Молдавии за годы его президентства получили гражданство Румынии, он ждет от Кишинева положительного ответа на свою просьбу.

Впервые раскручивать тему своего молдавского гражданства Бэсеску стал летом прошлого года, пишет Noi. Во время официального визита в Кишинев 17 июля он бросил знаковую фразу, что после истечения срока президентских полномочий был бы рад стать гражданином РМ. Свое желание получить молдавское гражданство Траян Бэсеску объяснил «сантиментами»: мол, он очень бы хотел, чтобы все румыны жили в одной стране, и у них было одно гражданство, но если пока это невозможно, он хотел бы иметь гражданства «обоих румынских государств».

Экспертное сообщество в сантименты такого прожженного интригана, как Бэсеску не поверило, и заподозрило его в начале крупной политической игры, продолжает Noi. Возможное молдавское гражданство румынского президента было названо «бомбой замедленного действия». Политологи предположили, что Бэсеску мечтает стать новым Александром Иоаном Кузой. В январе 1859 года тот был избран сначала правителем Молдавского княжества, а 5 февраля того же года — князем Валахии, став, таким образом, первым правителем объединенной Румынии.

Теоретически Бэсеску вполне может повторить этот путь, пишет Noi. В 2014 — начале 2015 года он получает молдавское гражданство и активно включается в политическую жизнь РМ. Полномочия Николая Тимофти истекут в 2016 году (он уже заявил, что не собирается досрочно покидать президентский пост). А новые президентские выборы в Румынии пройдут в 2019 году. Так что, почему бы Траяну Бэсеску действительно не попробовать стать новым Кузой, став одновременно президентом РМ и Румынии и объединив, таким образом, оба «румынских государства»? На требование конституции о 10-летнем проживании кандидата в президенты на территории Молдавии можно и не обратить внимания. Другое дело, позволят ли Бэсеску стать новым «объединителем» не менее амбициозные политики с обоих берегов Прута, в том числе и Виктор Понта, который сам не прочь примерить эту роль на себя.

Некоторые политологи считают, что нынешние унионистские заявления румынского руководства, хоть и имеют ярко выраженный предвыборный характер, тем не менее, имеют куда более дальний прицел, продолжает Noi. Для части румынской и молдавской политэлиты 2018 год — это сакральная дата: 100 лет с момента присоединения Бессарабии к Румынии (Под «Великим объединением» 1918 года в Румынии понимается произошедшая в 1918 году оккупация Румынией Трансильвании и Буковины, являвшихся частью Австро-Венгрии, и Бессарабии, являвшейся частью России. 27 марта 1918 года на заседании бессарабского Сфатул Цэрий (Совет Страны) был поставлен вопрос об объединении Бессарабии с Румынией, а 26 ноября 1918 года под давлением румынских оккупационных войск и при отсутствии кворума 25% депутатского корпуса было принято решение о «безусловном присоединении Бессарабии к Румынии», которое следом было опротестовано значительной частью депутатов, направивших ноту протеста Румынии. Сфатул Цэрий — парламент провозглашенной на территории Бессарабской губернии Российской империи в декабре 1917 года и официально просуществовавшей год Молдавской Демократической Республики, приняв это решение, прекратил свое существование, а следом за ним и сама республика, ликвидированная указом короля Румынии. Несмотря на все усилия Бухареста, аннексия Бессарабии так и не была никем признана, равно как и ее возвращение СССР в 1940 году ни у кого, включая сам Бухарест, беспрекословно выполнивший ультиматум Москвы, не вызвало возражений. Попытка реванша, предпринятая Румынией в 1941 году, в 1944-м закончилась для нее полным разгромом — прим. ИА REGNUM). И многие политики с обоих берегов Прута не прочь повторить этот политический опыт. И хоть одна из правящих в Молдавии партий сейчас, перед выборами, активно и обещает электорату к 2018-2020 году присоединить Молдавию к Евросоюзу, этот проект (даже учитывая принятые в ЕС процедуры) выглядит весьма утопично.

С каждым годом вероятность вступления в Евросоюз новых членов уменьшается, пишет Noi. Европейские чиновники уже не раз открытым текстом заявляли официальному Кишиневу, что перспектива присоединения Молдавии к Евросоюзу практически равна нулю. Что только играет на руку Бухаресту, который настойчиво дает понять молдавским политикам, что единственный путь евроинтеграции РМ лежит через интеграцию с Румынией.

Параллельно с реализацией социально-экономической модели «мягкой интеграции» Молдавии с Румынией, Бухарестом активно задействовались и т.н. «агенты влияния», продолжает Noi. Например, Конституционный суд РМ. Нынешний состав КС уникален: все шесть его судей являются гражданами Румынии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, своим решением от 5 декабря 2013 года Конституционный суд де-юре уже лишил Республику Молдова государственности. Когда поставил Декларацию о независимости — документ, не имеющий юридической силы и в своей преамбуле ставящий под сомнение саму государственность РМ, выше конституции — основного закона страны. Ни в одной стране мира нет правового акта важнее конституции. Судьи КС решили, что в Молдавии такой документ есть.

В общем, официальный Бухарест в последние годы целенаправленно выстраивает юридическую, институциональную и даже техническую основу для реализации идеи «Великого объединения», пишет Noi. И даже (на всякий случай) у него имеется подписанное и в 2013 году продленное соглашение о введении в РМ румынских внутренних войск в случае массовых беспорядков в Молдавии. Хотя согласно ст.11 конституции, «Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств». Но ведь Конституционный суд уже продемонстрировал, что при большом желании конституционные нормы всегда можно проигнорировать и обойти.

Примечательно, что ни президент, ни правительство, ни руководство парламента, ни правящие партии Республики Молдова никак не прореагировали на «унионистское» заявление Виктора Понты, который фактически назвал сроки ликвидации молдавской государственности, продолжает Noi. Получается, что официальный Кишинев разделяет призывы Понты и Бэсеску и согласен на демонтаж молдавской государственности в 2018 году? — задается вопросом издание.

Почему партии власти игнорируют заявление Понты о том, что к 2018 году Молдавия объединится с Румынией? — пишут «Молдавские ведомости». Лидеры партий Молдавии, которые собираются бороться за голоса избирателей, как будто не услышали предложения демонтировать государственность нашей страны. Может, они так оглушены своими чудными предложениями народу, что никого вокруг не видят и не слышат? А вот народ все видит и сделает свой выбор! На первом месте для большинства избирателей стоит вопрос: будет ли Молдавия независимым государством?

Лишь Партия социалистов, которую возглавляет Игорь Додон возмутилась мечтами Понты о «втором великом объединении», продолжают «Молдавские ведомости». «Молдавия — маленькая страна на карте мира, но всякий, кто посягнёт на её независимость, сломает себе шею», — обещают социалисты.

Что интересно, совсем недавно демократы во главе с Марианом Лупу и Владимиром Плахотнюком подписали соглашение с Социал-демократической партией Румынии о взаимной поддержке в ходе избирательных кампаний, пишут «Молдавские ведомости». Так что, расценивать заявления Понты как поддержку ДПМ? Или ей такая поддержка нужна как козе барабан?

Жесткую оценку ситуации дало министерство иностранных дел России, прямо назвав унионистский гимн румынского премьера безответственным, продолжают «Молдавские ведомости». Руководство РФ ожидает от Кишинева и Брюсселя адекватной оценки заявлений Понты. Но ее нет. Напомним, правящая коалиция обещает, что Молдавия вступит в ЕС к 2018 году. А румынские политики, в том числе Бэсеску и Понта, неоднократно говорили, что объединение двух стран может произойти лишь в составе Евросоюза. Так что нам остается думать? Куда нас на самом деле ведут? — задается вопросом издание.

По мнению Виктора Понты, ликвидация молдавской государственности должна состояться совсем туточки, рядышком — в 2018 году, пишет «Независимая Молдова». Об этом глава румынского кабинета министров поведал на своей встрече в Алба-Юлии с активом Социал-демократической партии. Вот тебе и раз! Еще не так давно Виктор Понта самолично кидался гроздьями гнева в Траяна Бэсеску за унионистские устремления последнего, а теперь сам жаждет «второго великого объединения Румынии». А Бэсеску жаждет молдавского гражданства. Обретя которое, он должен будет ратовать за независимость Республики Молдова. М-да, все смешалось как на столике у привокзальных лохотронщиков: кручу-верчу, обмануть хочу…

А может «униризация» (от молд. «униря» — «объединение»; в молдавском политическом дискурсе употребляется в контексте объединения Молдавии с Румынией — прим. ИА REGNUM) — это заразное заболевание? — продолжает «Независимая Молдова». Понта общался с Бэсеску и подхватил вирус. Общался он и с Михаем Гимпу, и с Анной Гуцу, и с Ионом Хадыркэ. А по этим вирусы «унири» ползают в изобилии, как окопные вши. Между тем, недавно и молдавские демократы во главе с Марианом Лупу и Владимиром Плахотнюком подписали некое соглашение с Социал-демократической партией Румынии об оказании друг другу поддержки в ходе избирательных кампаний.

Но ныне идеи «унири» в Румынии отошли на второй план, и взволновал Бухарест сугубо практический аспект, пишет «Независимая Молдова». Потому как на прошлой неделе Россия сократила экспорт газа в эту страну. Об этом, с лицом печальным, как высохший колодец, сообщил министр энергетики Рэзван Николеску. Взгрустнулось Румынии. Одно дело кричать, что мы — герои и вместе с США и ЕС присоединяемся к экономическим санкциям против России и совсем другое — получить этими санкциями по морде.

Румыния заплакала и, как общепризнанная миром политическая женщина легкого поведения, пошла на попятный, продолжает «Независимая Молдова». Николеску бросился к послу РФ в Бухаресте, но его даже на порог не пустили. В отъезде, дескать, посол, зайдите на недельке. В результате, вместо унионистских и братских речей румыны нас послали. И сказали, что не смогут помогать Молдавии газом в зимний период. Самим не хватает. Ай-яй-яй, не по-братски это! Ввиду того, что Украина приняла закон, согласно которому наделила себя правом прервать транзит газа из РФ, мы в Молдавии можем просто замерзнуть зимой. И «унириться» Понта будет со снежными человеками… А вообще, что касается «второго великого объединения»… Так дважды только стоматологу интересно в одну дырку, подводит итог издание.

Тема Молдавии снова оказалась в центре политических дискуссий в соседней Румынии, где 2 ноября пройдут президентские выборы, пишет NewsMaker. Уходящий президент Траян Бэсеску заявил, что свой последний визит в качестве главы государства совершит за Прут и попросит гражданство Молдавии, что теоретически открывает ему дорогу в молдавскую политику. В свою очередь, фаворит румынской президентской гонки, действующий премьер Виктор Понта назвал повторение «великого объединения» 1918 года главной целью в случае победы на выборах.

Если в Кишиневе тема «общего будущего» Молдавии и Румынии является уделом относительно узкого политического и электорального сегмента, то в Бухаресте это почти часть национальной идеи, продолжает NewsMaker. Так что активизация соответствующих дискуссий в рамках президентской предвыборной кампании была неизбежной. Эксперты, впрочем, полагают, что и в Румынии, и в Молдавии тема унионизма является скорее «эмоциональным фоном», чем темой для предметных и перспективных дискуссий. Как заявил NM директор центра политического анализа Politicon Анатолий Цэрану, в Румынии унионистские тезисы являются «дежурными» для любой предвыборной кампании практически каждой партии. «Практически все румынские партии будут соревноваться в патриотизме и приверженности национальной идее. Но много политических очков на этом не выиграешь, так как об этом в равной степени говорят все», — отметил эксперт.

Что касается Молдавии, то, как полагает господин Цэрану, тема унионизма в предвыборных целях будет активно использоваться правыми политическими силами, в первую очередь либералами, в меньшей степени — либерал-демократами, пишет NewsMaker. Появление же в молдавской политике Траяна Бэсеску эксперт считает маловероятным. «Гражданство Молдавии он, скорее всего, получит. Но не думаю, что у него есть шансы стать здесь активным политическим игроком. Да и зачем ему, возглавлявшему европейское государство, втягиваться в политическую борьбу в бедной и не особо благополучной стране, тем более с сомнительными шансами на успех? Скорее всего, речь идет лишь о символическом прощальном жесте уходящего президента», — подвел итог эксперт.

Тем временем МИД России счел необходимым отреагировать на заявление премьер-министра Румынии Виктора Понты о намерении совершить к 2018 году «второе великое объединение», продолжает NewsMaker. Примечательно, что в самой Молдавии процент сторонников присоединения к соседнему государству на протяжении всех лет независимости держится в пределах 10-12%. В то же время угроза объединения с Румынией является неотъемлемой частью предвыборной риторики молдавских партий в основном левого и пророссийского толка, подводит итог издание.

Итак, Москва ожидает, что Кишинев осудит заявления об объединении премьер-министра Румынии Виктора Понты, сделанные в Алба-Юлии, пишет Ziarul National. Но вместо того, чтобы угождать Лаврову, премьер-министр Лянкэ едет в Бухарест для того, чтобы принять участие в начале предвыборной кампании Понты, претендующего на пост президента Румынии.

Да, Понта пока не особо настаивает на объединении, продолжает Ziarul National. Отвечая на обвинения российского МИДа, усмотревшего «планы по аннексии соседнего суверенного и нейтрального государства», он отметил, что хоть и упоминал Великое объединение 1918 года, думал он совершенно о другом — о символическом воссоединении Румынии и Республики Молдова в рамках Европейского союза («Республика Молдова» не может «воссоединиться» с Румынией, поскольку никогда не являлась ее частью. И в Евросоюз «Республика Молдова» не входит даже «символически» — прим. ИА REGNUM). Не более того! Так что России не стоило бы больше переживать по поводу суверенитета и нейтралитета Республики Молдова и можно было бы расслабиться. Но не тут-то было. Братская забота по отношению к ближнему зарубежью заставляет ее с недоверием относиться к проекту европейской интеграции, так как Европа, по мнению Русской Православной Церкви «показывает пример существования без Бога», способного разрушить православную цивилизацию, «традиционные ценности», которые взялся защищать кгбэшник Путин (издание цитирует заявление синода Молдавской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Московского патриархата, но при этом автономной с 1992 года — прим. ИА REGNUM).

В любом случае, Лянкэ не мог отказаться от приглашения Понты, пишет Ziarul National. И Лавров, будучи на месте нашего премьера, поступил бы также. Нельзя отрицать тот факт, что Румыния спасает молдавского производителя от запретов Роспотребнадзора (скупая по дешевке, пользуясь ситуацией, молдавские фрукты, от которых отказалась Россия — прим. ИА REGNUM). Москва сама, своей местью сама подтолкнула Лянкэ подвизаться на поприще предвыборной кампании Понты. Что вовсе не плохо. Это лишь еще одно доказательство того, что постепенно, может даже медленнее, чем некоторым бы этого хотелось, социальные связи, разорванные Россией по Пруту, восстанавливаются.

Раз уж зашла речь, стоит признать, что предоставление права бессарабцам восстановить румынское гражданство (Сегодняшняя политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии и Украины исходит из того, что после 1940 года, когда Бессарабия и Буковина были освобождены от румынской оккупации, бессарабцы и буковинцы «не по своей воле» лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на «восстановление гражданства» по упрощенной процедуре. Таким образом румынское гражданство, «восстановили» несколько сотен тысяч жителей Молдавии — прим. ИА REGNUM), несмотря на протесты не только Москвы, но и Брюсселя, и даже Бухареста, было правильным шагом со стратегической точки зрения, продолжает Ziarul National. И первым в деле привлечения бессарабских политиков в предвыборные кампании в Румынии стал Бэсеску. В президентской кампании 2010 года рядом с ним был многообещающий мэр Кишинева Дорин Киртоакэ.

Политика — это не игра в классики, где нельзя наступать на линии, пишет Ziarul National. Даже если, объявив о своей поддержке премьера Понты, премьер-министр и вице-председатель ЛДПМ «предал» семью европейских народников, в которой состоят (пока в качестве наблюдателей) молдавские либерал-демократы, он действовал в интересах Республики Молдова. И Филату не на что обижаться, как намекают некоторые. Конечно же Лянкэ обсудил этот вопрос перед тем как ехать в Бухарест. Тандем Лянкэ-Понта не навредит, также как тандем Филат-Бэсеску. Жест Лянкэ символичен. Маловероятно, что бессарабские румыны проголосуют за Понту только потому, что он дружит с Лянкэ. Но тот факт, что Понта в это верит — это полезная иллюзия, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUMВ 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена русскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния, состоящее из объединенных княжеств Валахия и Молдавия (без Бессарабии и Буковины), появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй «русско-советскими оккупациями».

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является «вторым румынским государством», молдаване — «румынами», молдавский язык — «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами — 75,8%. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.


Газопровод Унгены-Яссы — популистская ошибка молдавских властей

Молдавии в этом году не стоит рассчитывать на румынский газ, пишет NewsMaker. Румыния не вправе его поставлять до 2015 года в связи с обязательствами перед ЕС по газовому балансу. Молдавские власти, кроме того, не могут оперативно решить технические вопросы, связанные с поставками. Эксперты говорят, что руководству РМ не стоило спешить с обещаниями румынского газа уже в сентябре, и видят в строительстве трансграничного газопровода Унгены-Яссы «больше пиара», чем реального решения проблемы энергобезопасности страны.

Вероятность того, что Румыния в этом году начнет поставки газа в Молдавию, практически нулевая, продолжает NewsMaker. Как заявил NM депутат от Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Симион Фурдуй, на это есть, как минимум, две причины. «Во-первых, Румыния не может поставлять Молдавии свой газ, пока необходимый экспортный объем не будет внесен в газовый баланс Европейского союза. Он формируется в начале каждого года из заявок всех стран ЕС. Понятно, что газ для Молдавии на 2014 год там не учтен, — пояснил парламентарий. — К тому же Румыния должна решить, какой объем газа она сможет поставлять Молдавии, ведь стратегического запаса собственного газа ей хватит всего на шесть-семь лет, а реэкспортировать российский газ, составляющий порядка 15% от объема потребления в стране, Румыния не имеет права». Кроме того, отметил господин Фурдуй, газопровод Унгены-Яссы может стать стратегическим для энергобезопасности Молдавии, «о чем твердят на всех углах», только после того, как румыны продлят трубу от Ясс до своих подземных газовых хранилищ. По сведениям депутата, сейчас Румыния ведет переговоры с европейскими партнерами о финансировании такого проекта.

Вторая причина, по словам господина Фурдуя, техническая, пишет NewsMaker. «Минэкономики должно создать новое предприятие, которое будет заниматься дистрибуцией румынского газа. На это в бюджете заложено 9 млн леев (1 рубль = 0,38 лея — прим. ИА REGNUM), — отметил парламентарий. — Но вопрос стопорится, поскольку власти не могут определиться с тем, кто будет курировать новое предприятие». По мнению либерал-демократа, было бы логично, если бы его управление передали «Молдова-газ» (компания-монополист на газовом рынке Молдавии, 50% плюс одна акция принадлежат российскому ОАО «Газпром», 35,33% — правительству РМ, 13,44% — «Тираспольтрансгазу», 1,23% — физическим лицам).

Отметим, согласно третьему европейскому энергопакету, к которому Молдавия присоединилась в октябре 2012-го, поставками, транспортировкой и дистрибуцией энергоресурсов в стране должны заниматься разные предприятия, продолжает NewsMaker. Поставкой румынского газа по решению правительства займется госпредприятие «Энергоком», транспортировкой — созданное Кабмином в июне этого года ГП Vestmoldtransgaz. Вопрос дистрибуции румынского газа пока остается открытым. Сейчас дистрибуцией газа в стране занимается исключительно «Молдова-газ».

В Минэкономики отказались комментировать вопрос создания предприятия-дистрибьютора румынского газа, пишет NewsMaker. А задержку с началом его поставок в ведомстве объяснили «заключительными работами» технического характера: проводятся проверка и настройка оборудования на газоизмерительной станции (ГИС) Унгены, регистрация и передача на баланс ГП Vestmoldtransgaz молдавского участка газопровода Унгены-Яссы, а также всего газоизмерительного оборудования, находящегося на ГИС Унгены. «После этого ГП Vestmoldtransgaz сможет обратиться в НАРЭ (Национальное агентство по регулированию в энергетике — прим. ИА REGNUM) для получения лицензии на транспортировку газа и установления тарифа на нее», — пояснили в министерстве, уточнив, что только по завершении всех этих процедур Молдавия сможет заключить контракт на поставки румынского газа. Когда это будет сделано, а также когда ожидается начало поставок, в ведомстве затруднились ответить.

Примечательно, что 27 августа на торжественной церемонии запуска трансграничного газопровода в Унгенах, в которой участвовали премьеры Молдавии и Румынии Юрий Лянкэ и Виктор Понта, а также еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, было обещано, что румынский газ начнет поступать в Молдавию уже в сентябре, продолжает NewsMaker. На прошлой неделе молдавский премьер назвал новый срок — начало октября. «Мы не знали некоторых деталей всего процесса поставок, они проявились, когда газопровод был сдан в эксплуатацию», — пояснил премьер в эфире Unimedia. Связаны они, по словам господина Лянкэ, в частности, с тем, что главным дистрибьютором газа на территории республики является российский «Газпром», владеющий контрольным пакетом «Молдова-газ». Поэтому, пояснил премьер, необходимо найти формулу сотрудничества с ним. В то же время господин Лянкэ рассчитывает, что до конца сентября все вопросы будут решены, а опоздание с фактическим запуском газопровода Унгены-Яссы на месяц не изменит общей картины.

В «Молдова-газ» NewsMaker сообщили, что никаких препятствий в отношении румынского газа, как писали некоторые СМИ, они властям не чинят, технические вопросы решают, однако подробности последних не раскрыли. По словам источника NM в правительстве, знакомого с ситуацией, большинство оставшихся вопросов, связанных с поставкой газа из Румынии, должно решить Национальное агентство по регулированию в энергетике. В первую очередь, регулятор должен выдать лицензию ГП Vestmoldtransgaz на транспортировку газа из Румынии и определиться с тарифами на транспортировку и дистрибуцию. «В свою очередь, „Молдова-газ“, который занимается дистрибуцией газа по всей стране, в том числе и в Унгенском районе, может оказывать давление и косвенно влиять на оперативность принятия решений НАРЭ, поскольку в итоге он теряет порядка 10 тыс. клиентов», — полагает собеседник.

Экс-глава НАРЭ Виктор Парликов считает, что властям не стоило давать поспешные обещания по поводу поставок румынского газа, пишет NewsMaker. Основной проблемой, которую властям еще предстоит решить, он назвал перезаключение контрактов с 10 тыс. потребителей из Унгенского района. «Меняется поставщик — вместо „Молдова-газ“ поставлять газ будет „Энергоком“, который и должен заключить контракты», — пояснил эксперт. Кроме того, уточнил он, «из-за отсутствия компрессорной станции в конкретной трубе в Унгенском районе может находиться только один газ — или румынский, или российский, и у потребителя не будет возможности выбора». Это означает, по его словам, что российский газ придется перекрыть всем 10 тыс. потребителей и изолировать часть системы, чтобы они получали только румынский газ. «Как „Энергоком“ собирается убедить всех этих потребителей поменять поставщика и насколько быстро он сможет это сделать при небольшом штате сотрудников (десять человек в 2013 году — NM), непонятно», — отметил Виктор Парликов.

В госкомпании «Энергоком» отказались комментировать вопрос перезаключения контрактов с конечными потребителями в Унгенском районе, продолжает NewsMaker. Между тем, по мнению Виктора Парликова, задержка с началом поставок румынского газа — это второстепенный вопрос. Главным он назвал тот факт, что газопровод Унгены-Яссы не решит проблему энергобезопасности страны и диверсификации топливных поставок. Проект Унгены-Яссы эксперт считает «популистской ошибкой молдавских властей».

Румынские власти в лице министра энергетики Рэзвана Николеску предупредили Молдавию об ограниченности запасов газа на случай чрезвычайных ситуаций в зимний период, пишет «Пульс». Чиновник сообщил, что переговорил с профильными министрами в Болгарии, Сербии и Молдавии, сообщив, что «возможности Румынии помочь крайне ограничены, за исключением газопровода Яссы — Унгены». Последний, впрочем, может снабжать лишь один Унгенский район. Да и до поставок по нему еще дожить надо. Потому как пресловутый газопровод — это труба высокого давления, а для того, чтобы потребители получили газ через трубы среднего и низкого давления, необходимо довести до ума компрессорные станции, что пока не сделано. Так что правы были депутаты ПКРМ, а вслед за ними и экс-премьер Ион Стурза, заявивший, что данный газопровод не обладает экономической ценностью и является «символической конструкцией». И даже Адриан Канду (тогда еще вице-спикер) отметил, что «это будет газопровод без газа».

Словом, «старшие братья» показали нам дулю, и не в кармане, а наголо, продолжает «Пульс». Дескать, «униря» «унирей», а газа самим маловато будет. Ибо с прошлой недели Россия на 10 процентов сократила объем поставок газа в Румынию. Тут Бухарест и перетрухал. Одно дело — громкие заявления, что мы навеки с Евросоюзом, Россия — мировой монстр и мы присоединяемся к санкциям, а совсем другое — получить реальную «обратку» в виде этих самых санкций. Интересно, на какое отношение к себе рассчитывала Румыния, исполняя роль подголоска США и Брюсселя?

Но вернемся к нашим баранам, пишет «Пульс». Как открывался газопровод Яссы — Унгены этим августом! Чисто по-советски. Недоделок полно, но надо открыть к празднику. Приурочили ко Дню независимости — 27 августа. Было много торжественности, словесного поноса и мало толка. Как говаривал Марк Твен: «Шум ничего не доказывает: курица, снесши яйцо, часто клохчет так, будто снесла большую планету».

В действительности, молдавские власти на данный момент не имеют других планов на случай приостановки поставок через территорию Украины, кроме как закупать российский же газ у Румынии (украинские власти приняли закон, согласно которому наделили себя правом прервать транзит газа из РФ), продолжает «Пульс». И тут такой «кидос»! Но Лянкэ швырнул на уши населению очередную порцию лапши. По словам главы кабинета, молдавские власти подготовили план «Б» на случай прекращения поставок природного газа в республику. Суть плана «Б» Лянкэ общественности не раскрыл. Впрочем, и о плане «А» ничего сказано не было.

«Мы участвуем в чрезвычайно серьезных переговорах и в течение ближайших двух месяцев найдем конкретные решения для возникающих перед нами проблем», — сказал Юрий Лянкэ, пишет «Пульс». Хотя непонятно, с кем это можно вести серьезные переговоры, кроме «Газпрома» (а «Молдова-газ» — его дочернее предприятие)? Проект NABUCCO накрылся медным тазом, и гордые румыны, не желавшие российского газа, потеряли на нем 23 миллиона долларов.

Сама же Румыния будет согреваться прожектами, продолжает «Пульс». Генеральный директор румынской нефтегазовой компании OMV Petrom Мариана Георге считает, что начало добычи черноморского газа может превратить Румынию в регионального энергетического лидера. «В настоящее время известно, что Румыния располагает большими ресурсами природного газа в Черном море, а первые результаты добычи будут известны к 2020 году». Как говорят наши соседи-украинцы: «Дурень думкой богатеет». Ясно одно: просить нам помощи от румын зимой — все равно что нанимать евреев на джихад. А их пламенная любовь к бессарабцам нас отнюдь не согреет, подводит итог издание.

Читайте также

Справка ИА REGNUMВ настоящее время Молдавия на 100% зависит от поставок российского газа. Газопровод Яссы-Унгены, открытие которого состоялось 27 августа, по оценке самого Кишинева, может снизить зависимость Молдавии от российского «голубого топлива» со 100% до 95%, при этом «румынский газ» смогут получить лишь жители приграничных Унгенского и Фалештского районов Молдавии. Для завершения взаимоподключения газотранспортных сетей Молдавии и Румынии молдавской стороне будет необходимо построить компрессионные станции и еще один газопровод Унгены-Кишинев. Общие затраты на эти проекты составляют около 200 млн евро, т.е. примерно в 10 раз превышают стоимость газопровода Яссы-Унгены, при том, что молдавская сторона не сумела изыскать денег на покрытие строительства даже своего участка этого газопровода, обратившись за помощью к Румынии и европейским фондам. При этом ЕС, на помощь которого расчитывает Кишинев, уже заявил, что готов взять на себя лишь 5% необходимых затрат по созданию инфраструктуры для доставки «румынского газа» в Кишинев. Вместе с тем, Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и в последние годы импортировала из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. А найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия.


Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1851114.html#ixzz3EPd39SlD
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM 
0