3320

​Водомеры... или танцы с бубном…

  1. Водомеры.
  2. Их обслуживание, поквартирный учет, или танцы с бубном… 

Люди устали самостоятельно, раз в пять лет, обслуживать свои водомеры, да к тому же платить по 100-150 лей за снятие/установку, профилактику и поверку счетчика. Поэтому с удовольствием обсуждают свежую информацию, что 14 сентября 2014 года вступит в силу Закон № 303 от 13.12.2013 «О публичной услуге водоснабжения и канализации», согласно которому бремя монтажа, ремонта и поверки счетчиков воды ляжет на плечи водоснабжающей организации. И самое главное, что все эти процедуры водоснабжающая организация будет производить за свой счет, по аналогии с электро- и газовыми счетчики.

А так ли это будет на самом деле? 

Немного предыстории для любознательных…

Если внимательно ознакомиться с нормативными актами органов центрального публичного управления, а именно с Положением № 1239 от  21.08.1998, принятым Министерством развития территорий, строительства и коммунального хозяйства, Постановлением Правительства Республики Молдова №  634 от  05.07.2000,  ПП РМ № 191 от  19.02.2002,  ПП РМ №  656 от  27.05.2002, ПП РМ № 978 от 23.08.2006,  ПП РМ № 1228 от  13.11.2007, то можно сделать несколько выводов:

1.      до 2002 года бытовые потребители самостоятельно оплачивали  все расходы, связанные с приобретением, установкой, учетом, поверкой и эксплуатацией водомеров;

2.      c 2002 по 2006 год все, что перечислено в п.1, должно было производиться за счет услугодателя;

3.      с 2006 по 2008 год перечисленное в п.1 должно было производиться за счет услугодателя, но в соответствии с тарифами, согласованными с центральным отраслевым публичным органом;

4.      с 2008 года все перечисленное в п.1 должно производиться за счет потребителя, либо поставщиком услуги водоснабжения согласно отдельному тарифу;

5.      с 1999 года и по сей день, бытовой потребитель должен оплачивать потребленную воду согласно показаниям индивидуальных водомеров. А разница между показаниями водомера на дом и суммой показаний индивидуальных водомеров, называемая потерями, относится к организациям, которые эксплуатируют соответствующие водопроводные сети.

 

Обращаю внимание на то, что распределение на жильцов разницы показаний между общедомовым водомером  и показаниям индивидуальных водомеров в многоэтажных жилых домах, не предусмотрено никаким нормативным актом органов центрального публичного управления!

Однако в мун. Кишинэу эту разницу стали распределять среди жильцов, основываясь на Положении «об организации и функционировании публичных услуг водоснабжения…» № 5/4 от 25 марта 2008 года, принятом Муниципальным Советом Кишинэу. Хотя в нем же, в пункте 14.2 сказано: «В случае, когда в нормативных документах, принятых органами центрального публичного управления, устанавливается иное, чем в настоящем «Положении…», применяются нормативные документы органов центрального публичного управления». Эх, разница…. 

Что же нам предлагает вступающий в силу вышеназванный закон?

Закон дает определение, кто такой оператор (поставщик услуги водоснабжения), потребитель, бытовой потребитель, имеющий частное домовладение, и бытовой потребитель в многоквартирном жилом доме, которые пользуются услугой водоснабжения, предоставляемой оператором.

Согласно этому закону, оператор – это любое юридическое лицо, которому местным органом власти делегировано право предоставления потребителям услуги водоснабжения на основании договора. Интересное определение оператора, запомним его…

 В статье 26  предусмотрено, что объем воды, поставляемой потребителю, и расчет за него, определяется на основании показателей, зарегистрированных водомером на вводе. А также, что приобретение, установка, эксплуатация, обслуживание, ремонт, замена и метрологическая поверка водомеров на вводе в дом осуществляется оператором за счет средств, заложенных в тарифах на воду. Классно! Примут какой-то тариф на поставку воды, и частный домовладелец не будет больше бегать по лабораториям с этими водомерами. То, чего и хотелось.

А что же с многоквартирным жилым домом? А тут другая статья… 29-я, и начинаются интересные нюансы.

Порядок заключения оператором договора водоснабжения:

1. Либо оператор заключает договор с управляющим (он же потребитель) многоквартирного жилого дома(в простонародье ЖЭК), и тогда счет за поставленную воду выставляется управляющему, а разница показаний между общедомовым водомером  и показаниями  индивидуальных водомеров распределяется по каждой квартире пропорционально объему потребления, зарегистрированному водомерами установленными в квартирах. То есть в этом случае (а это очень важно!) жильцы многоквартирного дома не являются потребителями. Более того, при таком договоре не идет и речи об «обслуживании» квартирных водомеров.

2. Либо оператор заключает договор с бытовым потребителем напрямую. Последнее только при условии, что ВСЕ (а если хоть один откажется?) потребители многоэтажки заключат подобный договор. В этом случае объем поставленной воды рассчитывается только на основании показаний индивидуальных водомеров, без дополнительных начислений от разницы объемов.

Касаемо «обслуживания» индивидуальных водомеров – ст.29 п.4 b) оператор на основании отдельного тарифа, уплачиваемого каждым собственником/квартиросъемщиком, устанавливает водомеры в каждой квартире. Обратите внимание, только устанавливает, а приобретение, эксплуатация, обслуживание, ремонт, замена и метрологическая поверка не предусмотрены. Интересно, не так ли?

Еще интереснее посмотреть на эволюцию принятия данного закона. Ни в законопроекте представленным правительством, ни в заключениях парламентских комиссий, нет ни слова о распределении разницы зарегистрированных объемов воды. В  дебатах на пленарном заседании парламента, во втором чтении, только один депутат акцентировал внимание на то, что бы расчет за потребление воды осуществлялся на основе показаний индивидуальных водомеров. Правда, у него не оказались поправки к законопроекту разработанных в  комиссии госуправления и регионального развития, но его(и не только) убедили что в законе все будет «чики – пуки». Так и хочется вспомнить историю в парламенте «про казино»…

 

Что мы в итоге имеем?

Настоящий закон регулирует защиту прав потребителей публичной услуги водоснабжения и канализации. Так кого он защищает? Не самих ли «нормотворцев», живущих в частных домовладениях? 

Ведь вряд ли тариф на воду будет разный для частного домовладения и для квартир в многоквартирном доме. И получается, что жители многоквартирного дома, оплачивая по тарифу потребленную воду, оплачивают и приобретение, установку, эксплуатацию, обслуживание, ремонт, замену и метрологическую поверку водомеров для частного домовладельца, сами же при этом, в лучшем случае, за отдельный, дополнительный тариф имеют право только на «бесплатную» работу по установке водомера. В худшем случае, если хоть один владелец квартиры не захочет(или не сможет – в Италии он) заключить прямой договор с оператором (в Кишиневе, я думаю, это будет Водоканал), то все остальные владельцы квартир автоматически теряют право называться потребителями услуги водоснабжения. Ведь контракт в этом случае будет заключен между Водоканалом и управляющим многоквартирного дома, который является потребителем. А управляющий  многоквартирного дома может даже и воду не подавать в квартиры, так как он не является оператором! Более того, у управляющего жилым домом  полномочий на предоставление услуги водоснабжения нет! Либо местный орган исполнительной власти должен делегировать управляющему полномочия оператора, но тогда смысл первой половины статьи 29 полностью теряется.

Другими словами, в плане оказания услуг водоснабжения, данный закон регулирует права и обязанности в отношения водоснабжения только между потребителем и оператором. Остальные, кто не подпадает под эти определения, – все в сад! (© фильм «Трое в лодке, не считая собаки»)

Да и тарифы на поставку воды и водоотведения после вступления этого закона в силу, по оценкам специалистов, повысятся примерно в два раза.

Возьмем для примера город Кишинев. Для населения нынешняя стоимость 1 куб. метра воды составляет 9,19 лей. Предположим, что 1 куб воды будет стоить минимум 15 лей. Разница 6 леев. Средняя заселенность жилфонда Кишинева 2,5 чел/квартира/дом, при наличии в среднем  2,5 водомеров и потреблении 7 куб. метра воды/месяц. 

Разница 6 лей х 7 кубов воды = 42 лей/месяц. В год 504 лей, за пять лет (срок очередной метрологической поверки) – 2520 лей. Разделим на 2,5 водомера  и получим 1008(!) лей за 1 водомер раз в 5 лет. Вернемся к началу статьи, где самостоятельное обслуживание одного водомера сейчас обходится максимум в 150 лей? 

Что народу пообещаем, то с него и потребуем. (© Г. Симанович)  

Виктор Попорча

Администратор метрологической лаборатории

2