Хорошая девушка Лида… и другие подружки Шурика
У Александра Демьяненко — Шурика — была трудная задача: он играл интеллигента в самом «неинтеллигентном» жанре — народной комедии. Зато на экране Шурику доставались только красавицы — настоящие секс-символы советской эпохи.
Люся Королева (Лилиана Алешникова), «Взрослые дети», 1961
1. Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко в фильме «Взрослые дети»
Семья — ячейка социалистического общества, а семейная комедия — любимый советский жанр. За 16 лет до нетленки «По семейным обстоятельствам» Александр Демьяненко сыграл другого несчастного зятя, который отчаянно пытается обаять суровую тещу (и тестя заодно). В напарницы совсем молодому актеру (ему на момент съемок было всего 23 года) назначили красавицу Лилиану Алешникову.
Галя Березка (Татьяна Конюхова), «Карьера Димы Горина», 1961
2. Александр Демьяненко и Татьяна Конюхова в фильме «Карьера Димы Горина»
Еще один любимый сюжет советских сценаристов: чистюля-интеллигент попадает в компанию простых ребят и обнаруживает в себе «рабочую косточку». У Шурика Демьяненко — роль финансового служащего, который только и умеет, что считать деньги и протирать запотевшие стекла очков. По ошибке он попадает на сибирскую стройку, влюбляется в бригадира монтажниц Галю Березку и решает остаться…
Татьяна Конюхова была не только старше своего партнера на шесть лет, на момент съемок она была уже опытной актрисой («Карьера…» — ее восемнадцатый фильм!). Сценарий ей не понравился, да и вообще она считала, что в свои «почти тридцать» уже наигралась в таких вот ударниц труда. Но ее кандидатуру поддержал сам Сергей Герасимов — а богам, как известно, не отказывают.
Кстати, в сцене, где герой Демьяненко защищает честь Гали, актер действительно выдал отличный хук в адрес Владимира Высоцкого. Оказывается, Александр Сергеевич почти профессионально занимался боксом. Вот тебе и интеллигент!
Лида (Наталья Селезнева), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1963
3. Наталья Селезнева и Александр Демьяненко в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
«Звездный» персонаж Александра Демьяненко присутствует во всех трех новеллах, но только во второй из них, в «Наваждении», Леонид Гайдай подарил Шурику романтический интерес. «Хорошая девушка Лида», умница и красавица, была подсмотрена режиссером в польском журнале «Шпильки». На эту роль пробовалось три сотни девушек, но Леонид Иович взял 18-летнюю Наташу Селезневу. Во многом — за особую смелость. «Вам придется раздеваться. Кстати, как у вас с фигурой? Кажется, не очень…» — «Это у меня-то фигура не очень?!» — и комсомолка Наталья Селезнева немедленно скинула сарафан. Такого ошеломительного напора не ожидали даже цензоры — может, поэтому «сцену с красным бикини», вполне себе эротическую, позволили оставить в фильме.
Нина (Наталья Варлей), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967
4. Наталья Варлей и Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фото: Russian Look
Не все знают, что это продолжение «Операции «Ы», хотя там Шурик сдавал экзамены в политехнический, а здесь он филолог-фольклорист. Да и волокитство не свойственно советской интеллигенции (по крайней мере, на экране): раз уж любишь, женись! А тут мало того, что о «хорошей девушке Лиде» ни слова, так еще авторы подсовывают другую! На этот раз — брюнетку Наташу Варлей, «студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу».
Поиски Нины проходили еще тяжелее, чем поиски Лиды: на главную женскую роль пробовалось около пятисот девушек.
Наташе помог тот факт, что в прошлом она была канатоходкой в цирке, не боялась высоты и готова была сама выполнять многие трюки. К тому же Наташа подошла Александру Демьяненко ростом: Наташа Селезнева была на голову выше своего партнера, и операторам пришлось немало потрудиться, чтобы это скрыть.
Зинаида Михайловна (Наталья Селезнева), «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
5. Наталья Селезнева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Фото: ИТАР-ТАСС
Леонид Гайдай любит работать с проверенной командой — неудивительно, что на роль жены инженера-изобретателя Тимофеева (тоже, кстати, Александра-Шурика), снова взяли Наташу Селезневу. Одноименная пьеса Булгакова написала в 1935 году — может, поэтому в «актрисе Зиночке» очень много от нэпманских барышень (особенно от Эллочки-людоедки в «12 стульях» — та тоже была весьма легкомысленна и тоже была замужем за инженером).
Гайдай выбрал Селезневу несмотря на то, что у Булгакова был совсем другой типаж: «А боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна» (по словам Ивана Грозного, разумеется). Ну а Наталья Селезнева гордилась своей отличной фигурой и не готова была ее менять даже ради актерского подвига.