За кем пойдет русский избиратель в Молдове?
События на Украине и гражданское противостояние в соседней стране заставили молдавских политобозревателей и политиков пристальнее присмотреться к процессам, происходящим в самой Молдове. Кто-то из них исполнил «старую песню на новый лад», а у кого-то родились версии с новыми «куплетами». Например: «А разве мононациональное правительство — это нормально в многонациональной стране с большим процентом национальных меньшинств?» Хороший вопрос…
Не было печали…
Народные пословицы ёмко отражают суть событий. Больших и малых. Как, например, «Нет худа без добра». После известных событий и противостояния на Украине многие наши политики задались — к добру! — весьма актуальным вопросом: откуда в республике свои недовольные «лугански и славянски», например Гагаузия, Бельцы? Вот, мол, и башкан Михаил Формузал заговорил о квотах для гагаузов в парламенте, а помните, что последовало, когда такого представительства и права голоса лишились приднестровцы?
В общем, при неизбежном сравнении с трагическими украинскими реалиями в Молдове стала горячей «повесткой дня» не только вечная тема «давления России», но и тема национальных меньшинств, межнационального языка, представительства нацменьшинств в государственных органах и пр. Даже самые умеренные и осторожные политологи робко заговорили о том, что, дескать, правда, надо бы присмотреться к нашим проблемам, схожим с украинскими, а то и до греха недалеко… в выборный год!
Зреющий нарыв или прыщик?
Поводов для сравнений событий на Украине с молдавскими реалиями на самом деле немало. Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, раскол молдавского общества (примерно 50 на 50) по поводу вступления в ЕС или в ТС. Одна часть общества тяготеет к России, другая видит идеал существования в объятиях Запада. Но, как и на Украине, ситуация гражданского противостояния в Молдове имеет не один «адрес и ссылку», и возникли они не сегодня. Просто на Украине нарыв прорвался, а у нас тихо зреет годами свой «прыщик». Если антирусское законодательство и антирусская, антироссийская идеология, сопровождаемая массированной пропагандой, действовали на Украине с момента обретения ею независимости, то и в Молдове антирусский пыл ничем не заглушаем с 90-х годов. А сегодня антирусские и антироссийские заявления звучат на всех уровнях власти. Про отношение к общей истории, памятникам и памяти, событиям Второй мировой войны, Дню Победы 9 Мая, георгиевской ленточке, оценке периода советской власти и т.д. и говорить не приходится.
Клан сродни мафии?
Итак, сегодня в Молдове уже во всеуслышание поднят запоздавший, но отнюдь не потерявший актуальности вопрос о представительстве нацменьшинств — и не в последнюю очередь русских — в правительстве. Но что тут поднимать вопрос, когда ответ очевиден: русские, как и украинцы, гагаузы и т.д., совсем не представлены в министерствах и ведомствах. Да и в парламенте их — раз-два и обчелся. Социальная мобильность русских (да, думается, и остальных «меньшинств») в Молдове не первый год резко сужена — у них нет такого широкого выбора и таких перспектив роста, как у титульной нации. Закрывать глаза и говорить, что это не так или не совсем так, — значит, откровенно врать.
Здесь много причин, и одна из них, как ни странно, это клановость, пронизывающая все уровни молдавской власти. Русскоязычный «элемент» в своей массе — это, прежде всего (или скорее всего), городской житель с высшим образованием, не «обремененный» большим количеством родственников со связями. Попросту говоря, не бывший житель села и соответственно не имеющий в Кишиневе такого широкого круга нанашей, кумовьёв, племянников, двоюродных и троюродных братьев и сестер, как вчерашний молдавский сельчанин. В обстановке сплошного унитарного молдавского кумовства, непотизма, родственных связей настоящих перспектив социального роста – особенно если это касается должностей с реальным управлением какими-то процессами и властными полномочиями — у русских в Молдове почти нет (впрочем, как и у болгар, украинцев, гагаузов и пр.).
Язык доведёт… до Киева!
Вторая причина для сравнения с Украиной — яростное изгнание «русского духа» из всех сфер жизни республики, что в свою очередь вызывает недовольство, а порой и плохо скрываемый гнев русскоязычного населения. Это касается образования, культуры и в целом национальной политики, когда показательно и раз за разом награждают представителей исключительно титульной нации, буквально носятся с ними, круглосуточно говорят с ними в телешоу на всех каналах, рекламируют только их, будто нет представителей других культур в многонациональной республике. Это касается истории, когда в учебниках искажаются факты отнюдь не в пользу всего российского или в парадных и актовых залах вспоминают деятелей, сделавших что-то для Молдовы и Кишинева, но ни в коем случае не поминают добрым словом русских полководцев, губернаторов, архитекторов, музыкантов и т.д.
Но, разумеется, основным камнем преткновения остаются вопросы языка — камнем, о который сразу споткнулась «новая Украина».
Однако вспомним для начала, что и в самой Молдове носителей русского языка искусственно «изъяли» из руководящих кресел по причине незнания «государственного» и заодно преградили дорогу следующему поколению русских с «несовершенным» знанием оного. Хотя это поколение было в самом активном социальном и трудовом возрасте. Причем претензии к незнанию молдавского языка были предъявлены сразу и вдруг, по типу: «А вот если бы вы приехали во Францию, вы бы там тоже обходились своим русским?»
Но такая логика не канает. Абсолютное большинство русских не «понаехало тут», а было на момент принятия независимости таким же коренным населением Молдовы не в одном поколении, как и остальные её жители. И в так называемом языковом вопросе было оскорбительно, цинично и заведомо лживо сравнивать русское население с иммигрантами. К тому же в прошлом, на протяжении века, потом с перерывами в начале ХХ века, а в конце концов, более полувека подряд — в СССР русский язык в Молдавии отнюдь не разделял, а уравнивал все национальности, не давая исключительных привилегий и преимуществ русским.
Существованию этого языка на этой земле история отвела слишком много времени, чтобы сегодня делать вид, что он «пришлый» и случайный. Но вернемся для лучшего сравнения к Украине.
Диктат национальной воли
Если на Украине не все были согласны с политикой ярой «украинизации», то и в нашей республике не всех, мягко говоря, радует практически полное изгнание русского языка из публичной сферы. Про официальные сайты, которые «забывают» переводить или обновлять на русском языке, уж можно и помолчать. Жалкие скудные минуты новостей на русском языке на общественном (!) молдавском телеканале не радуют даже старушек. Как и на Украине, молдавский следователь должен оформлять всю документацию исключительно на государственном языке. В судах — проблемы с переводом на русский, а он вроде межнациональный язык! Выписку из истории болезни, справку, все инструкции к лекарствам и т.д., как и в Молдове, в соседней стране также напишут исключительно на государственном языке. Нет, там, конечно, продвинулись чуточку дальше. Но совсем не намного дальше.
Там попытались «украинизировать» даже документооборот предприятий. И что характерно: такие правила распространялись даже на полностью или почти полностью русскоязычные регионы. Любые решения городских и областных советов о признании русского языка региональным немедленно опротестовывались генеральным прокурором. Попытки потребовать референдума о статусе языка или о федерализации немедленно пресекались как уголовное преступление — «покушение на территориальную целостность Украины».
Эта истерика вам ничего не напоминает?
Да, все было готово измениться на Украине после принятия в 2012 году закона Кивалова — Колесниченко, позволявшего сделать русский язык региональным. Но во время обсуждения этого закона в украинской Раде депутаты-националисты закричали, что в случае его принятия «это здание нужно взорвать». В стране началась массовая кампания: принятие этого закона оскорбляет чувства украиноязычных! И почему-то именно он был отменен промайданными властями буквально на следующий день после прихода к власти. А как в ответ развернулись события в Донецке, Луганске, Одессе, Славянске и т.д., все уже знают.
Поэтому, принимая во внимание все «но», особенно опыт недавних прошлых лет, нельзя быть уверенным, что русский и русскоязычный избиратель, глядя на Украину, смирится в Молдове с обстоятельствами и захочет в эти выборы наступать на те же грабли. Другое дело, что ему в самом деле предстоит трудный и осмысленный выбор: искать партию и программу, реально отражающую его интересы.
Елена Шатохина
AiF.MD