1989

Бельцкий прорыв

Местная администрация смогла преодолеть главную проблему всех примарий, начав мыслить «проектно», а не «операционно»

Бельцы – это город. Начинать с такого, казалось бы, банального определения, автору позволяет возможность сравнивать: автор кишиневец, у которого осталось в столице множество связей. И, да, сегодня Бельцы по всем параметрам больше подходят под определение города, чем Кишинев. Начиная с состава населения, и заканчивая подходом руководства к решению вопросов. Кишинев – сельская столица Молдовы. Таким он стал за последние 25 лет, когда часть населения уехала за границу, а ее заменила другая часть – выходцы из провинции. Деревня, как и разруха (по профессору Преображенскому) находится в головах. Огромная часть населения Кишинева – это селяне, не по месту жительства, а по менталитету. К сожалению, таково и руководство моего родного города. «Девушка» может уехать из Колоницы, а Колоница из девушки – никогда. В Бельцах менталитет городской,  как у жителей, так и у руководителей. Именно здесь местная администрация смогла преодолеть главную проблему всех примарий, начав мыслить «проектно», а не «операционно».

Проект – это относительно (операции) долгосрочное действие, связанное с планированием, и подразумевающее инновационный подход к решению проблем. Примарии по своей сути не настроены на их реализацию. В любой примарии наблюдается стойкое сопротивление проектам. Администрации настроены на операционную деятельность, то есть повторяющиеся из одного периода в другой одни и те же действия. Оставаясь в этой операционной парадигме, прорыв совершить невозможно.

Примарии не настроены на прорывы по многим причинам. Одна из них – цикличность смены их руководства: раз в 4 года проходят выборы, и не каждый проект вписывается в этот четырехгодичный цикл. Другая – это насущная необходимость решать операционные вопросы: дороги действительно надо латать ежегодно, даже если они сделаны почти идеально, готовиться к отопительному сезоны – это тоже не простая блажь, как и уборка города весной. И получается, что все силы уходят на это. Проектами просто некому заниматься. Для этого нет ни человеческого ресурса, ни даже простого желания: все идет по накатанной. К сожалению, по накатанной идет все, как правило, плохо. Город, как и любой бизнес-проект, либо развивается, либо деградирует. Нейтральной скорости в этой машине нет.

Операционная концентрация сегодня наблюдается в Кишиневе, у которого не ни единого стимула к проектной деятельности, во-первых, потому что Дорин Киртоакэ перенес на столицу методы руководства сельской примарией, во-вторых, потому что в Кишиневе есть деньги: там зарегистрировано большинство действующих в Молдове предприятий, которые платят часть того же налога на прибыль в кишиневский бюджет. Отсюда развращающая склонность к простым и не просчитанным решениям. Например, просто купить за бюджетные средств автобусы для города, или  установить возле вокзала памятник за 26 миллионов бюджетных леев и т.д.

Бельцы с 2009 года поставлены в очень жесткие (если не сказать - жестокие) финансовые рамки. Мы уже неоднократно писали о том, что город перечисляет в республиканскую казну ежегодно более миллиарда леев, а взамен в виде бюджета получает только 300 миллионов. Большая часть этих средств уходит на финансирование социальной сферы, в том числе тех ее областей, которые должно по закону финансировать правительство. Что делать в этой ситуации, когда даже на операционную работу средств уже не хватает? Кто-то мог бы 4 года жаловаться на дискриминацию, развивая у жителей осадное мышление, и производить в городе операционные работы, на которые хватает денег. Город за 4 года превратился бы в помойку при таком подходе.

Бельцы, напротив, сегодня показывают пример всей Молдове. На неделе у автора состоялся разговор с группой международных экспертов в области устойчивого развития и урбанистического проектирования (в одном из следующих номеров мы представим их в интервью), и мое мнение об отличиях Бельц от Кишинева они подтвердили.

В чем же Бельцы показывают пример? В том, как при копеечном бюджете совершать прорывы в развитии. Один из таких прорывов – установка нового уличного освещения. Со Дня города впервые за 20 с лишним лет в Бельцах фонари будут светить всю ночь, а не только до полуночи. Фонари закуплены такие, которые не придется менять целиком, а разборные. Прогресс не стоит на месте, и если будет изобретена еще более энергосберегающая технология, применить её будет просто.

Фонари куплены на деньги от кредита, но даже при необходимости отдавать эти деньги, и при том, что гореть эти фонари будут без перерывов, на все это будет уходить меньше бюджетных средств, чем уходит сейчас на неполное ночное освещение старыми лампами. Когда кредит вернут, экономия уже будет многократной. Именно так в современных городах решаются проблемы. Именно это и называется «устойчивым развитием».

«То, что у вас сделали с уличным освещением – это, - как выразился на английском один из экспертов, - top of the line». То есть, вершина современного подхода к проектированию.

Замена освещения, впрочем, не единственный проект. Вспомним, как решается та же проблема переноса роддома в новое здание по улице Дачия без бюджетных трат, как будет решаться (30 апреля пройдет конкурс) проблема городского общественного транспорта: Бельцы не купят за бюджетные средства новые автобусы – их предоставят сами экономические агенты, если они хотят и дальше работать в городе. И заметьте, на скольких старых маршрутках уже появились надписи «Продается» с указанием телефона продавца.

В Бельцах перевели на автономное отопление 7 детских садов, и подали в них горячую воду. Готовится проект по модернизации предприятия «Термогаз-Бэлць»: сегодня из него выжаты уже все мощности, и оно работает на пределе возможностей. Снизить тариф, не меняя подхода невозможно, а снизить тариф на отопление в Бельцах – первоочередная задача местной администрации.

Во всяком случае, так говорит вице-примар Октавиан Маху. Кстати, в некоторых канадских, американских и российских гордах есть должность сити-менеджера, которую неплохо бы учредить и у нас. Так вот, снижение тарифа хотя бы на 200 леев за гигакаллорию после модернизации предприятия и возможного (планы есть разные) переподключения к нему сегодняшних пользователей теплоэнергией высвободит огромные средства населения. Эти деньги не погрузятся в кубышки, а будут направлены на увеличение внутреннего спроса и сопутствующий экономический рост.

В Бельцах реализуется лучше, чем в Кишиневе программа установки видеонаблюдения на дорогах. Уже в ближайшие дни на многих улицах появятся камеры 4-го, последнего поколения, куда более продвинутые и безошибочные, чем те китайские поделки, которые установили в столице. Соответственно, уже к следующему году у города будет больше свободных средств и можно будет постепенно уйти от операционной практики ямочного ремонта.

Вообще, эксперты утверждают, что повысив финансовую эффективность городского хозяйства, можно высвободить средства, которые позволят направить их на самые кричащие инфраструктурные проблемы.

Это только первые проекты. На очереди уже озвученные планы по строительству нового стадиона (опять без копейки из бюджета), замена всех ламповых светофоров на светодиодные (пока заменили только 20, по предварительным данным до конца года планируется заменить все), есть планы (и инвестор) по строительству нового здания инфекционной больницы и по модернизации нескольких детских садов. Уже начался ремонт очистных сооружений, который на протяжении 20 лет оставался только мечтой.

Это и есть проектный подход. Только так, в отсутствие даровых денег или нефтяной ренты, которая есть в некоторых «везучих» странах, можно совершать прорывы, обеспечивающие, в отличие от халявы, устойчивое развитие, а не реализацию операционной деятельности и сумасбродств руководителей.

Газета, начиная с 2011 года, пишет о планах городского менеджмента, и, вопреки скептицизму некоторых комментаторов, они, как видите, реализуются. Быть может не всегда идеально, но не ошибаются только те, кто ничего не делает.

0